Уральский государственный университет физической культуры
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Актуальность. Вопрос о создании щадящих здоровье технологий встал в связи с тем, что в последние годы на фоне интенсификации образования, повышения требований к студентам отмечается нарастающее ухудшение их здоровья [2]. Многие студенты приходят в колледж недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического развития. Попадая в условия систематических учебных перегрузок, они оказываются либо неуспевающими, либо их успехи в колледже достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации не успешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения [3].
Приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации личности, создание высокого уровня душевного комфорта.
Система образования, творящая здоровье, должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся. В этом случае, во-первых, создаются условия для их индивидуально-гармоничного развития, во-вторых, обеспечивается общий комфорт и доминирование у студентов позитивных настроений, в-третьих, формируется устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности и общепринятым формам поведения. В рамках здоровьесберегающей концепции образования встает задача воспитания у студентов потребности в здоровье, формирования у них научного понимая сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального здорового образа жизни. Решение данной задачи составляет основы современного образования [1, 4, 7].
Представление о педагогике, сохраняющей и укрепляющей здоровье, не является новым, упоминание о нем найдены в трудах Л.С. Выгодского («Лечебная педагогика»), В.А. Сухомлинского («Медицинская педагогика»), Я. Корчака («Воспитательная терапия») [5].
В современных условиях, по мнению В.В. Колбанова (1997), здравотворчество начинается с создания и реализации методологически унифицированных, но личностно дифференцированных образовательных программ, нацеленных на самоактуализацию личности посредством здорового образа жизни. Описание системы образования, ориентированного на творение жизненных сил (здравотворение), основывается на принципе природосообразности Я.А. Коменского и системе педагогики жизни, как современном описании принципа природосообразности. Такая система образования должна дать комплекс знаний о различных аспектах здоровья, помочь выработать индивидуальную стратегию и тактику развития и сохранения собственного здоровья, т.к. только на этой основе можно формировать потребность в здоровье у студентов.
Целью деятельности участников образовательного процесса по сбережению здоровья студентов является осознание индивидуальных потребностей и особенностей развития, лишь на основе которых возможно создание индивидуального здорового образа жизни. Эта цель может быть достигнута с помощью внедрения психолого-педагогического, медико-биологического и экологического воспитания и образования в рамках системы формирования здорового образа жизни у студентов.
При формировании основных направлений сберегающей здоровье педагогики требуют анализа и практической реализации следующие вопросы: 1) соотношение биологического и социального в человеке в связи с проблемами образования и формирования здорового образа жизни; 2) неоднородность фаз онтогенеза, критические периоды развития; 3) индивидуально-типологическая изменчивость на уровне организма, личности; 4) роль мотивации в формировании личности, отношении к здоровью как духовной и биологической ценности; 5) внедрение методологии оценки здоровья как целостного состояния организма.
Здоровье человека не сводится к некоторой природной данности: оно имеет не только объективные, но и субъективные предпосылки: оно формируется, укрепляется, и, к сожалению, еще утрачивается [9].
Оздоровительная работа в современной системе образования, построенная с учетом основополагающих принципов здоровьесбережения, может привести к достаточно эффективным результатам, включающим апробацию сберегающих здоровье технологий обучения; внедрение авторских образовательных программ, направленных на здравосозидание и построенных на профилактической идее; разработку гигиенических требований к организации учебных занятий и построению обучения с учетом психофизиологических особенностей занимающихся; проведение просветительской работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, отклонений в сексуальном поведении; индивидуализации подхода в физическом воспитании, способствующей усилению потребности в занятиях физическими упражнениями, что в целом характеризует наиболее актуальный для студентов процесс – формирование здоровья [6]. В свою очередь формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье следует осуществлять как через содержание образования, так и через элементы прикладной валеологии, используя имеющиеся в наличии диагностические и оздоровительные средства.
Содержательная сторона здоровьесберегающих технологий предполагает индивидуальный подход к обучающимся с учетом личности студента и социальных факторов ее развития с одной стороны и учет состояния высших психических функций – с другой [8].
По мнению ученых и педагогов мотивация к здоровому образу жизни – необходимое и важное условие сбережения здоровья студентов. Однако вопрос о методиках, механизмах формирования мотивации требует более тщательной проработки.
Заключение. Оздоровление человека средствами образования необходимо начинать с упреждающего оздоровления самого образования, которое требует достаточно радикального обновления, трансформации во всем многообразии его проявлений – в отличие от того, как это делается сейчас, - на основе локальных преобразований через введение специальных курсов, дающих знания об оздоровлении, но не формирующих осознанные желания быть здоровым и умения реализовать для себя индивидуализированные оздоровительные системы.
Мотивация к здоровому образу жизни в здоровьесберегающих технологиях может быть основана на осознании значимости своей личности, потребности и ценности здоровья, избегания заболеваний. Без формирования мотивации студентов и учителей к здоровому образу жизни невозможна современная система образования.
Список литературы
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.В., Параничева Т.М. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения // Школа здоровья. - 1996. - Т.3.- №3. - С. 32-39.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология : (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
3. Глотов А.И. Медико-психолого-педагогическое обеспечение здоровьесберегающих технологий в целях формирования адаптивного поведения. Дис. … магистра пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 147 с.
4. Гончаренко М.С. Основные направления развития социальной валеологии // Здоровье и образование: Материалы II междунар. конгресса валеологов и IV Всерос. конф. «Педагогические проблемы валеологии». - СПб, 2000. - С. 66-69.
5. Дубровский А.А. Учителям Кубани о лечебной педагогики. - Краснодар, 1989. - 103 с.
6. Зайцев Г.К. и др. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб, 1994. - 78 с.
7. Повещенко Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность. Автореф. … канд. пед. наук. - М., 1996. - 22 с.
8. Попова Л.А. Индивидуальное здоровье: стратегия управления // Здоровье и образование: Материалы II междунар. конгресса валеологов и IV Всерос. конф. «Педагогические проблемы валеологии». - СПб, 2000. - С. 63-65.
9. Тюмасева З.И. Невалеологические проблемы валеологии // Народное образование. 2000. №7. С. 73-80.
|