Красноярский краевой центр медицинской профилактики, Красноярская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Состояние здоровья детского населения в крае продолжает ухудшаться. Отмечен рост заболеваемости по всем классам болезней [1]. Для оценки состояния здоровья детей необходимы недорогие и общедоступные диагностические программы. Этим требованиям соответствует технология «Навигатор здоровья» (ТНЗ), разработанная Государственным Научным центром РФ институтом медико-биологических проблем Российской академии наук [3]. Использование этой программы в практическом здравоохранении позволяет провести комплексную оценку функционально-адаптационных резервов физиологических систем организма любого человека, выявлять факторы риска соматических заболеваний и начать проведение профилактические мероприятия еще задолго до развития болезни.
Ранее нами были опубликованы данные о состоянии опорно-двигательного аппарата у школьников от 7 до 14 лет, обследованных в рамках данной программы [2]. В настоящем сообщении представляем результаты индекса физического развития и общей работоспособности школьников младших классов.
Под наблюдением находилось 499 детей в возрасте от 7 до 10 лет, учащихся начальных классах общеобразовательной школы № 149г. Красноярска. Мальчиков было 270 (54,1 %), девочек – 222 (45,9 %). В исследования не были включены дети, имеющие патологию сердечно-сосудистой системы (пороки сердца), дыхательной системы (бронхиальная астма, хроническая пневмония в стадии обострения). Кроме того, обследование на проводилось школьникам, имеющим заболевания крови, острые инфекционные заболевания, а также травмы и заболевания суставов, не позволяющие выполнять напряженные двигательные тесты. Результаты исследований обработаны при помощи компьютерной программы с обоснованием индивидуальных рекомендаций по повышению функциональных резервов систем организма и укреплению соматического здоровья.
При проведении комплексной оценки состояния соматического здоровья у детей выявлены различные уровни здоровья: идеальное, хорошее, удовлетворительное, низкое и неудовлетворительное.
У 25 (35,7 %) из 70 мальчиков, обучающихся в первых классах, уровень соматического здоровья, физического развития и функциональных резервов был хорошим. Половина (54,3 %) первоклассников имела удовлетворительное здоровье. У 7 (10,0 %) детей (5,9 %) имела место неудовлетворительная интегральная оценка соматического здоровья, что создает предпосылки для диспропорционального развития в дальнейшем. Этим школьникам показана целенаправленная физическая тренировка «отстающих» физиологических систем. У девочек первых классов в отличие от мальчиков чаще (в 1,8 раза) обнаруживали признаки хорошего здоровья (69,7 %) и реже (в 2,1 раза) удовлетворительное здоровье (27,3 %). У 1 (1,5 %) девочки здоровье было идеальным. Неудовлетворительным здоровье было у одной первоклассницы (1,5 %), что в 7 раз реже, чем у мальчиков в этом возрасте (5,9 %).
Во вторых классах хорошее функциональное состояние систем, высокий уровень резервов здоровья преобладал у девочек (78,8 %). У мальчиков хорошим здоровье было у 43,2 %, что в 1,8 раза реже, чем у девочек. С одинаковой частотой (24,3 %) у мальчиков обнаруживали удовлетворительное и неудовлетворительное здоровье. Низкий уровень здоровья был у 4 (5,4 %) второклассников. У девочек неудовлетворительная интегральная оценка соматического здоровья была редким явлением (у 2-х из 47), что составило 4,2 %. У них же в 2 раза реже (14,9 %), чем у мальчиков (24,3 %), обнаруживали удовлетворительное физическое развитие. Идеальным здоровье в этой группе детей было только у 2-х (2,7 %) мальчиков и у 1-ой (2,1 %) девочки.
У 2/3 (74,6 %) третьеклассниц отмечалось хорошее физическое развитие и соматическое здоровье, у мальчиков этот показатель составил 56,2 %. Признаки низкого уровня здоровья и неудовлетворительная интегральная оценка соматического здоровья в третьих классах чаще отмечалась у 25 (43,9 %) мальчиков. У13 (23,6%) девочек в этих классах здоровье было удовлетворительным.
Хорошее функциональное состояние с высоким уровнем резервов здоровья и работоспособности несколько чаще было у девочек четвертых классов: у 41 (67,2 %) против 37 (53, %) мальчиков. Практически с одинаковой частотой, как у мальчиков, так и у девочек, обнаруживали удовлетворительный уровень здоровья: 24,6 и 23,0 % соответственно. Сниженные резервы здоровья (низкие и неудовлетворительные) были в 2 раза чаще у мальчиков и составили 20,3 % против 9,8 % у девочек.
Таким образом, ТНЗ позволила установить различный уровень здоровья у младших школьников в разных возрастных группах. У большинства школьников (58,3 %) отмечалось хорошее физическое развитие. У 1,2 % детей оно было идеальным. У остальных учеников здоровье было удовлетворительным (28,1%), либо неудовлетворительным (9,8 %) или низким (2,6 %). У девочек, независимо от возраста, выявлен более высокий уровень физического здоровья.
Для повышения резервных возможностей организма, снижения негативных последствий воздействия окружающей среды детям с удовлетворительным или низким физическим развитием рекомендованы оптимизация режима дня, целенаправленные физические тренировки в т.ч. занятия в группах ЛФК и психокоррекци
Таб.1. Уровень
здоровья учащихся 1-х – 4-х классов общеобразовательной школы №149 г.
Красноярска в 2007 году
Классы
|
Пол
|
Кол.
|
Уровень здоровья
|
Идеальний
|
Хороший
|
Удовлетво-
рительный
|
Низкий
|
Неудовлетворительний
|
1 класс
|
м
|
70
|
0
|
25
(35,7%)
|
38
(54,3%)
|
0
|
7
(10,0%)
|
д
|
66
|
1
(1,5%)
|
46
(69,7%)
|
18
(27,3%)
|
0
|
1
(1,5%)
|
2 класс
|
м
|
74
|
2
(2,7%)
|
32
(43,2%)
|
18
(24,3%)
|
4
(5,8%)
|
18
(24,4%)
|
д
|
47
|
1
(2,1%)
|
37
(78,8%)
|
7
(14,9%)
|
0
|
2
(16,5)
|
3 класс
|
м
|
57
|
0
|
32
(56,2%)
|
15
(26,3%)
|
4
(7,0%)
|
6
(10,5%)
|
|
д
|
55
|
1
(1,8%)
|
41
(74,6%)
|
13
(23,6%)
|
0
|
0
|
4 класс
|
м
|
69
|
1
(1,4%)
|
37
(53,6%)
|
17
(24,6%)
|
4
(5,8%)
|
10
(14,5%)
|
д
|
61
|
0
|
41
(67,2%)
|
14
(23,0%)
|
1
(1,6%)
|
5
(8,2%)
|
Всего
|
м
|
270
|
3
(1,1%)
|
126
(46,7%)
|
88
(32,6%)
|
12
4,4%)
|
41
(15,2%)
|
д
|
229
|
3
(1,1%)
|
165
(72,1%)
|
52
(22,7%)
|
1
(0,3%)
|
8
(3,5%)
|
Итого
|
|
499
|
6 (1,2 %)
|
291 (58,3 %)
|
140 (28,1 %)
|
13 (2,6 %)
|
49 (9,8 %)
|
Литература
1. Виноградов К.А., Здоровье населения и здравоохранение Красноярского края / К.А. Виноградов, Е.Е.Корчагин // Красноярск. Выпуск 1.- 2005. -128с.
2. Гребенникова В.В., Сколиоз и плоскостопие – важные факторы здоровья детей / В.В.Гребенникова, В.К.Гунякова, О.Ю.Кутумова и др. // Естествознание и гуманизм. Сб. научных трудов. - 2007. - Т.4.- №1. – С.91.
3. Григорьев А.И., Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека (Технология «Навигатор здоровья»)/ А.И. Григорьев, В.А.Орлов, О.Б.Фетисов и др. // М. -2006. -31с.
Похожие статьи:
СОМАТИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
|