Тюменская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным, необходимо подумать о некоторых моментах. Основной из них – формулирование результата, которого надо достичь. А результат единый – добиться успешной сдачи экзамена студентами. Сдать экзамен на максимальную оценку – стремление только небольшой части студентов, сдать на «хорошо» - желание большинства студентов, «лишь бы сдать» - для студентов слабоуспевающих в течение года.
Контроль является важной составной частью всех видов учебных занятий в ВУЗе. Контроль знаний студентов начинается задолго до экзаменов. Одноразовая проверка, как бы методически грамотно она не проводилась, истинной картины усвоения студентами знаний не дает. Только если преподаватель знает, как усваивается каждым студентом программный материал, изложенный на лекциях, не случается никаких неожиданностей ни на промежуточных, ни на итоговых проверках.
На кафедре фармакологии существуют различные виды контроля: входной, самоконтроль, текущий и итоговый контроль. Наиболее эффективные и перспективные формы текущего контроля обобщаются опытом, накопленным преподавателями кафедры. Система текущего контроля включает в себя индивидуальный опрос, проверку самостоятельной подготовки, выполнения заданий для самоконтроля знаний, решение ситуационных задач. Результирующий момент процесса обучения определяется тем, насколько осознанно воспринимают его обучаемые, насколько целенаправленно используют его возможности.
К наиболее эффективным формам семестрового контроля относятся зачеты, включающие несколько тем учебного программного материала. В течение первого и второго семестров студентам предстоит сдать шесть зачетов, по три в каждом семестре.
Одним из методов активного обучения является самостоятельная работа студентов. На практических занятиях используются разные виды заданий, которые интенсифицируют познавательную деятельность студентов, формируют профессиональные умения и навыки. Результативность самостоятельной работы студентов на обычных практических занятиях в значительной степени определяется тем, как она организована. В процессе занятия студент не только решает конкретную задачу, но и получает навык самостоятельной работы, навыки коллективного обсуждения вопроса, что так необходимо будет ему в его практической работе. Подобное занятие позволяет студенту систематизировать, закрепить теоретические знания, а преподаватель имеет возможность оценить знания каждого студента.
Все вышеперечисленное стимулирует систематическую подготовку обучаемых, активизирует у них мыслительный процесс, позволяет адаптировать систему преподавания к современным мировым требованиям, а преподавателю дает возможность осуществлять постоянный контроль за познавательной деятельностью студентов, что в конечном итоге позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс, а студентам – сдать успешно экзамен по дисциплине.