Дагестанская государственная медицинская академи
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний студентов. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем. В практику обучения биологии начинает внедряться зачетная система, в соответствии с которой в течение учебного года несколько тематических зачетов. Таким путем удается осуществлять систематический контроль знаний учащихся по отдельным темам или более крупным блокам по ряду тем, проверить уровень усвоения студентами всей системы знаний, преодолеть главный недостаток-выставление отметки за знание ограниченного круга вопросов.
Для проведения итогового (тематического) контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20) и традиционных вопросов. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливается обычно несколько вариантов тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны быть равноценными, идентичными. Кроме того, задания в вариантах должны быть одинаковой сложности. Целесообразно в тесты включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета студенты уже должны овладеть умением работать с различными заданиями. В то же время для тематической проверки следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, в меньшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов деталей.
Однако не все типы тестовых заданий можно эффективно использовать для итоговой проверки знаний и умений. В меньшей степени для этой цели подходят работа с таблицами, заданиями пропусков отдельных терминов. Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения студентами уровне, а другая - на повышенном уровне. Например, тесты содержат 20 заданий, из которых 15 соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой (тематической) проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить студентам 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. При этом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности, но можно дать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых задания и 2-3 традиционных вопроса.
Рассмотрим примеры тестов для итоговой проверки знаний и умений студентов, составленных с учетом дифференцированного подхода. Приводим тестовые задания для проведения тематического зачета по блоку знаний «Тип членистоногие».
1. Среди перечисленных ниже выберите признаки, характерные для членистоногих:
А. Тело состоит из одинаковых члеников.
Б. Тело состоит из отличающихся по строению члеников.
В. Членики сливаются в отделы (два или три)
Г. Покровы влажные, скользкие.
Д. Покров тела состоит из прочного вещества хитина.
Е. Конечности расчлененные. Ответ: Б, В, Д, Е.
2.Для каких животных характерны следующие признаки: четыре пары ног, у большинства два отдела тела (головогрудь и брюшко), органы дыхания-легкие и трахеи, усиков нет?
А. Для всех членистоногих. Б. Только для ракообразных.
В. Только для паукообразных. Г. Только для насекомых. Ответ: В.
3. В какой группе животных, обозначенных буквой, указаны только насекомые?
А. Мокрица, кузнечик, стрекоза. Б. Майский жук, дафния, капустная белянка.
В. Собачий клещ, малярийный комар, овод. Г. Колорадский жук, муравей, овод.
Ответ: Г.
4. Среди перечисленных ниже членистоногих найдите хищников и паразитов. Запишите в таблицу буквы, обозначающие правильные ответы.
А. Муравей. Б. Блоха. В. Вошь. Г. Наездники. Д. Божья коровка.
Хищники А,Д
Паразиты Б,В,Г
5. Запишите буквы, обозначающие названия клещей, которые приносят вред здоровью человека.
А. Почвенные клещи Б. Чесоточный клещ
В. Таежный клещ Г. Обыкновенный паутинный клещ. Ответ: Б,В.
6. Каких животных называют шестиногими врагами и друзьями?
А. Пауков Б. Насекомых В. Клещей Г. Ракообразных. Ответ: Б.
7. К группе одомашненных животных относят:
А. Блоху Б. Тутовый шелкопряд В. Божью коровку Г. Медоносную пчелу Д. Муравья Е. Осу.
Ответ: Б, Г.
8. Когда растет речной рак?
А. Равномерно в течении всей жизни Б. Во время линьки В. Только Летом Г. Только зимой.
Ответ: Б.
9. Какое медицинское значение имеют клещи?
А. Природный резервуар Б. Переносчики вирусной и спирохетозной инфекции
В. Переносчики бактериальной и протозойной инфекции Г. Является возбудителями заболеваний Д. Является промежуточными и окончательными хозяевами гельминтов. Ответ: Б, В, Г.
10.Место обитания поселкового клеща:
А. Тайга Б. Степь В. Глинобитные дома Г. Пещеры Д. Норы птиц. Ответ: В,Г,Д.
11.Органы дыхания у членистоногих:
А. Кожное Б. Жаберное В. Легочное Г. Трахейное Д. Кожно-жаберное. Ответ: Б, В, Г.
12. Назовите органы выделения насекомых.
А. Протонефридии Б. Метанефридии В. Мальпигиевы сосуды
Г. Жировое тело Д. Антенальные железы. Ответ: В,Г.
13. Возбудителей каких заболеваний переносит блоха?
А. Малярии Б. Возвратного тифа В. Гельминтозов Г. Чумы Д. Амебиаза. Ответ: Г.
14.Какова кровеносная система членистоногих?
А. Замкнутая система , сердца нет Б. Незамкнутая система , сердца нет
В. Незамкнутая система , имеется сердца Г. Замкнутая система , имеется сердца и аорта
Д. Имеется только сердце и аорта. Ответ: В.
15. Какие заболевания называются трансмиссивными?
А. Вызываемые гельминтами Б. Передающиеся через промежуточного хозяина
В. Передающиеся через окончательного хозяина Г. Передающиеся через переносчика
Д. Передающиеся воздушно-капельным способом Ответ: Г.
Ответить письменно.
1. Дать название систематических категорий по латыни:
А. Тип членистоногие Б. Подтипы В. Классы Г. Отряды.
2. Дать название класса насекомых и некоторых представителей по латыни:
А. Класс Б. Представитель В. Преставитель Г. Представитель Д. Представитель.
3. Написать название поселкового клеща по латыни.
4. Напишите по русски и латыни систематическое положение комаров
А. Тип Б. Подтип В. Класс Г. Отряд Д. Семейство и представители.
5. Какие комары переносят:
А. Желтую лихорадку Б. Японский энцефалит.