г. Самара, МОУ СОШ № 176
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». В ней ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Определяя профиль в 10 – 11 классе, школьники чаще всего ориентируются на выбираемую ими профессию. Подготовка к большинству профессий, популярных у выпускников в настоящее время не включает изучение химии, поэтому они либо изучают ее на базовом уровне, либо предпочитают химии «естествознание». Подход старшеклассников к выбору предметов стал жестко прагматичный. Это означает, что мотивация к изучению химии принципиально меняется, ученики не видят применяемости химических знаний, полученных в школе ни в повседневной жизни, ни в дальнейшей трудовой деятельности. Однако, химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и фармакологии.
Принятая в концепции модернизации образования гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками, в том числе элективных.
Определяя функции элективных курсов, А.А. Кузнецов считает, что они могут:
• выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
• развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
• удовлетворять познавательные интересы отдельных школьников в различных областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
По мнению Е.А. Климова, можно классифицировать все профессии в соответствии с объектом труда: «человек — живая природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Учитывая данную классификацию, нами созданы элективные курсы по химии для каждого типа профессий. Они направлены на знакомство учащихся с основами выбранной ими профессии, их химической составляющей.
Одним из компонентов этих элективных курсов является краткое знакомство с историей профессии, в частности, с вопросами, связанными с историей открытий, созданием различных производств, с личностями выдающихся людей. Например, курс «Химия и искусство» рассматривает развитие техники живописи; при изучении программы «Химия и человек» школьники знакомятся с биографией Лайнуса Полинга. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и показывает логику развития химической науки в целом.
Элективные курсы могут быть предложены школьникам, изучающим химию, как на базовом, так и на профильном уровне, а также тем, кто изучает предмет «Естествознание». Курсы имеют не только теоретическую, но и практическую, общечеловеческую значимость, что позволяет школьникам в процессе обучения на основании своих жизненных представлений и опыта проявлять творческую активность, обуславливающую интерес к выбранной профессии. Этому способствуют творческие работы учащихся (составление атласа почв Самарской области, утилизация бытовых отходов, химические реакции в космосе), которые они выполняют самостоятельно, обращаясь к учителю только за консультацией. Каждый курс заканчивается защитой творческих работ выполненных учащимися. Проводимые занятия формируют у учащихся осознанную потребность в самостоятельном поиске знаний, учат их разумно и критически мыслить, прививая навыки самообразования, развивают креативные способности, а также потребность в химических знаниях.
Можно считать, что элективные курсы для учеников нехимических классов дают, прежде всего, необходимый минимум знаний о вещественных составляющих их сегодняшнего и будущего окружения.
|
Комментарии
2010-10-2705:19:51 Ссылка на скачивание книги битая.