Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Стержневой целью современного образования является подготовка обучаемых к жизни, нацеленной на достижение ими как личных, так и общественных целей. При этом личные цели не должны противоречить общественным. Это дает возможность помочь подрастающему поколению сформировать у себя готовность к усвоению постоянно обновляющегося потока информации.
В современных условиях образование становится непрерывным. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО подчеркивается, что центральной проблемой современного общества является разработка концепции образования на протяжении всей жизни.
Согласно данной концепции необходимо:
• научиться жить, содействовать расцвету собственной личности, действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность;
• научиться познавать, сочетая широкую общую культуру с возможностью углубленной работы в более узкой области;
• приобрести не только профессиональную квалификацию, отвечающую потребностям рынка труда, но и в более широком смысле компетентность;
• учиться работать в различных социальных и производственных условиях, с которыми сталкиваются либо спонтанно.
Фундаментальность же образования позволяет ограничиваться относительно краткосрочными формами дополнительного образования в той или иной профессиональной сфере. Необходимостью становится и обучение будущих специалистов методике обновления собственного багажа знаний и умений с учетом нравственной восприимчивости и разборчивости, в укреплении и поддержке собственных взглядов и убеждений, ориентационных установок. А это, в свою очередь, поддерживает приобретение ими навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний на протяжении всей жизни.
Существенную помощь в этом может оказать использование в учебно-воспитательном процессе научно-популярной информации, которая имеет ряд специфических характеристик: научная обоснованность, сложность материала по содержанию; чёткое изложение материала в доступной читателю-неспециалисту форме; эмоциональное воздействие на пользователя информацией любого уровня; занимательность в изложении материала; расширение научного кругозора; развитие творческой фантазии; воспитание гордости за достижения в области отечественной науки и техники; достаточная распространённость (наличие значительного тиража и различных форм представления). Научно-популярная информация призвана сделать понятными, общедоступными и широко известными достижения науки и техники, чтобы в мире сегодняшнего разнообразия (в котором легко потеряться), они не прошли мимо современного молодого человека.
В условиях современного образования наиболее значимыми являются такие источники научно-популярной информации, как научно-популярная литература; научно-популярные телепередачи; научно-популярные теле- видеофильмы; научно-популярные радиопередачи; научно-популярные выставки и экспозиции; сеть INTERNET.
Использование научно-популярной информации в системе образования и самообразования современного человека дает возможность: повысить интерес к процессу обучения; обогатить содержание программного материала; расширить изучение новых информационно-библиотечных технологий; активизировать деятельность обучающихся; развивать творческую деятельность; развивать потребность в самостоятельном приобретении знаний; овладевать новыми видами деятельности, такими как работа с каталогами, составление конспекта, умение вести диалог с информационными видеосистемами в различных областях знаний; вырабатывать исследовательский подход в работе.