Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Служба в Вооружённых Силах (ВС) характеризуется воздействием на военнослужащего целого ряда факторов, влияющих на их соматическое и психоэмоциональное состояние. В последние годы неоднократно исследовались медико-социальные аспекты адаптации военнослужащих в первый год службы в ВС, однако, психофизиологические особенности адаптации молодых военных специалистов остаются недостаточно изученными. Целью настоящего исследования было изучение особенностей психофизиологического состояния у молодых военных специалистов в начальный период службы. Обследовано 268 лиц мужского пола, проходящих военную службу по призыву в учебной воинской части г. Архангельска. Курсанты, средний возраст которых 18,88 + 1,19, вновь прибывшие на военную службу (n = 246), составили экспериментальную группу. Изучение динамики психофизиологических показателей у лиц экспериментальной группы проводилось в три этапа: 1. Первичное изучение (n = 91) с целью выявления лиц с различными адаптивными способностями и нервно – психической устойчивостью проводилось через 10 – 15 дней после прибытия курсантов в расположение части. 2. Промежуточное изучение (n = 80) проводилось через 1,5 – 2 месяца, после становления процесса адаптации. 3. Заключительное изучение (n = 75), после окончания обучения, перед распределением на флот. В контрольную группу вошли военнослужащие (n = 22), прослужившие 1 год (средний возраст 20,23 + 0,87 года). Психофизиологическое обследование было представлено диагностическим комплексом, включающим в себя 9 методик: аппаратных (теппинг-тест, кратковременную и долговременную зрительную память, количественные отношения, компасы, сложение чисел с переключением, корректурную пробу с кольцами) и тестов (многофакторный личностный опросник «Адаптивность», анкета П.Ю. Юнацкевича). Обработка результатов проведена на ПЭВМ с использованием стандартных методов статистики Windous Millennium Edition; Exel 1997 для Microsoft Office; SSPS 11.5. Достоверность отличий проверялась с помощью t – критерия Стьюдента для парных выборок. Сравнительный анализ психофизиологических параметров у молодого пополнения и у военнослужащих, прослуживших в течение 1 года, показал достоверное (p < 0,05) преобладание у последних объема и переключаемости внимания, повышение способности воспринимать и оперировать пространственными отношениями. В результате исследования выявлены существенные изменения психофизиологических показателей уже через 3 месяца после начала служебной деятельности. Сравнительный анализ данных первичного и промежуточного изучения показал статистически достоверное (p < 0,05) увеличение объема долговременной памяти, переключаемости и концентрации внимания, способности воспринимать и оперировать пространственными отношениями, а также усиление процессов возбуждения, возрастание адаптивных и коммуникативных способностей, уровней нервно – психической устойчивости и моральной нормативности. Данная тенденция продолжалась наблюдаться и через 6 месяцев, со статистически значимым (p < 0,05) увеличением объема кратковременной памяти, концентрации внимания и способности к логическим умозаключениям. Риск суицидальных попыток при заключительном обследовании достоверно (p < 0,05) уменьшился, по сравнению с промежуточным изучением (табл. 1). В ходе исследования выявлена зависимость психофизиологических параметров молодых военных специалистов от продолжительности службы. Наиболее сильные позитивные изменения у военнослужащих происходят в течение первых шести месяцев, что необходимо учитывать при работе с личным составом.
Таблица 1 Динамика психофизиологических параметров экспериментальной группы (баллы; М + m) Параметры | Первичное изучение (n=91) | Промежуточное изучение (n=80) | Заключительное изучение (n=75) | Кратковременная зрительная память на числа | 6,24 + 1,65 | 6,46 + 1,76^ | 7,77 + 1,53# | Долговременная зрительная память на числа | 5,27 + 1,75* | 5,86 + 2,03 | 6,97 + 1,62# | Компасы | 5,91 + 1,40* | 6,43 + 1,85 | 6,69 + 2,27# | Количественные отношения | 5,64 + 1,05 | 5,60 + 1,64^ | 6,85 + 1,48# | Сложение чисел с переключением | 3,59 + 2,04* | 5,60 + 2,05 | 5,91 + 2,09# | Теппинг - тест | 5,18 + 2,27* | 4,28 + 1,81 | 4,59 + 1,82 | Корректурная проба с кольцами Ландольта | 6,42 + 1,7* | 5,15 + 1,57^ | 4,55 + 1,67# | Адаптивные способности | 4,56 + 2,45* | 5,70 + 1,97 | 5,84 + 1,62# | Нервно – психическая устойчивость | 5,87 + 2,73* | 7,19 + 2,22 | 7,61 + 1,68# | Коммуникативные особенности | 5,17 + 1,49* | 5,73 + 1,26 | 5,20 + 1,23# | Моральная нормативность | 5,36 + 1,15* | 5,68 + 1,11 | 5,29 + 1,16 | Риск суицида | 0,30 + 0,19 | 0,22 + 0,16 | 0,18 + 0,13# | Примечание. Различия достоверны при: * - p < 0,05: * - сравнение 1 и 2 групп; ^ - сравнение 2 и 3 групп; # - сравнение 1 и 3 групп.
Психофизиологические изменения, происходящие у призывников, свидетельствуют о сложных процессах перестройки организма в начальный период службы, характеризующийся увеличением адаптивных и коммуникативных способностей, уровней нервно – психической устойчивости и моральной нормативности.
|