Лесосибирский Педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Физическое воспитание дошкольников в последние годы получило дальнейшее развитие. Оно должно решать вопросы укрепления здоровья, воспитания самостоятельности и исполнительности ребенка, строгого соблюдения гигиенических требований и воспитания навыков самообслуживания. Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, успешная его адаптация к условиям жизни в обществе требует обязательного нравственного, эстетического и трудового воспитания. Физическая и начальная трудовая подготовка ребенка с раннего и дошкольного возраста позволяют значительно повысить его возможности плавного (бесстрессового) вхождения во взрослую жизнь и активную профессиональную деятельность.
Значительная часть работы по физическому воспитанию, в наше время, (при сокращении детских учреждений, спортивных школ и секций дня дош¬кольников) ложится на семью. В этой связи важна широкая пропаганда знаний по физической культуре среди родителей и разработка для них рекомендаций по формированию навыков здорового образа жизни.
Согласно данным Госкомстата России в период дошкольного детства значительно уменьшается доля здоровых детей и в том числе не посещающих ДОУ. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохра¬нения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Соответственно для полноценного физического развития и оздоровления детей семья и детский сад должны находиться в единстве взглядов и определенных действий. Важнейшим условием совместной работы по воспитанию здорового ребенка является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родите¬лей и педагогов.
Совместная работа с семьей строится на следу¬ющих основных положениях, определяющих ее содержание, орга¬низацию и методику:
- цели и задачи воспитания здорового ребенка должны быть хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям;
- в работе с детьми нужно использоваться принципы физического воспитания детей дошкольного возраста;
- важным условием является индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителейна основе доброжелательной критики и самокритики. Укреплениеавторитета педагога в семье, ародителей — в детском саду. Для того, что бы вовлечь родителей в работу по оздоровлению детей необходимо дать им определенного характера информацию. В соответствии с этим нужно знакомить родителей с результатами диагностики состоя¬ния здоровья ребенка и его психомоторного развития, подключать их к участию в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей, вести пропаганду здорового образа жизни, знакомить родителей с содержанием физкультурно-оздо¬ровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, учить конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам за¬каливания и т.д.), знакомить с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДДУ.
В этих целях можно использовать информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ, консультации, дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физобразованию, а также родителей с опытом семейного воспитания, семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, с разбором проблемных ситуаций по ви¬деосъемкам, с решением педагогических кроссвордов, «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бас¬сейне, закаливающих и лечебных процедур, совместные физкультурные досуги, праздники и др.
|