Волгоградский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Используя в качестве критерия безопасности жизни и деятельности среднюю продол¬жительность жизни индивида и объём расходуемых ресурсов на её поддержание, необхо¬димо констатировать снижение общего уровня безопасности сообществ, начиная со вто¬рой половины XX века. Именно на этот период приходится начало ответного воздействия среды обитания на антропогенное давление, вызванное взлётом безудержного потребле¬ния цивилизации. С этого момента любое расширение потребления начинает порождать ответную реакцию в виде лавины надвигающихся проблем глобального масштаба, неумо¬лимо трансформирующихся в потенциальные опасности. Современная цивилизация сей¬час находится в состоянии, когда всякое вложение ресурсов на борьбу с опасностями без изменения системы личностных и социальных ценностей является абсолютно бесперспективным и представляет одну из форм их расточительства.
От глобальных угроз невозможно защититься. Вся жизнедеятельность сообществ дол¬жна быть направлена на их предотвращение и главной проблемой на этом пути является изменение системы ценностной ориентации и целей жизнедеятельности с удовлетворения «неудовлетворимых» материальных потребностей на духовные (наведение «порядка в головах»), что представляется единственным путём развития, отвечающим вызовам XXI века. Во главу угла должна быть поставлена задача оценки любой деятельности в первую очередь с позиции безопасности человека, общества и окружающей среды. Добиться этого невозможно без перераспределения ресурсов сообществ с решения технических проблем предвидения и ликвидации ЧС различного характера на решение проблемы воспитания в человеке нового мировоззрения. Это послужит основой формирования новой культуры, базовым элементом которой станет культура безопасности, изменяющая систему ценно¬стей и целей жизнедеятельности сообществ и индивида и позволяющая перейти от беспо¬лезного и беспредельного расхищения ресурсов планеты к реализации основного предна¬значения человека: совершенствования в духовной сфере. Наше время предоставляет для этого неограниченные возможности в связи с ростом коммуникационных связей между членами сообществ.
Формирование такой культуры немыслимо без создания и поддержания в обществе не¬обходимого информационного пространства, находящегося под внешним, зачастую агрес¬сивным и негативным информационным воздействием. Наиболее ярким следствием тако¬го воздействия является нынешнее состояние России.
Пора задуматься о том, почему мы, имея самую сильную армию в мире в период Со¬ветского Союза, проиграли «холодную войну». И что такое война на современном этапе? Всегда ли она связана с грохотом орудий? И какова в ней роль информационного давле¬ния?
Методологической основой такого давления в значительной степени являются уста¬новки Антонио Грамши, в основе которых лежат положения о том, что для достижения стратегических целей изменения где-либо общественного строя необходимо прежде всего воздействовать не на базис общества, а на его надстройку, совершая «молекулярную агре¬ссию» в сознании общества и разрушая его культурное ядро. Радио, телевидение, пресса, новые информационные технологии уже перекрывают и трансформируют воздействие таких традиционных факторов формирования духовного мира личности, как семья, школа, учитель, библиотека, священник и т.д. Они непрерывно усиливают своё мягкое давление и влияние (soft power) на психику человека, его образовательный и культурный потенциал, личное поведение и жизненные интересы.
Национальная безопасность в этих условиях будет полностью определяться «духов¬ным качеством субъектов», формирующих элиту государства, сознающих ограниченность природных ресурсов и служащих главной ценности страны - её гражданам.
Авторы ставят целью рассмотрение роли информационной компоненты безопасно¬сти (ИБ), значение и роль которой в ближайшие десятилетия будет возрастать, а сама ком¬понента, по-видимому, выйдет на первое место в системе национальной безопасности страны. В личностном аспекте этот компонент полностью отвечает за формирование ду¬ховности, как системы мировоззрения и ценностных ориентиров.
При отсутствии сформированного гражданского общества в нашей стране и общест¬венных механизмов саморегуляции ответственность за осознание угрозы информацион¬ной безопасности и предотвращение ее последствий должно взять на себя государство, формируя в первую очередь правовое поле в виде информационного права, причем, не реагируя на угрозы роз1-ГасШт, а принимая далеко идущие превентивные меры. Это потребует глубокого анализа и способности прогнозирования технических и социальных процессов при работе с информацией. Многие ли, например, могут предвидеть, чем обер¬нутся в перспективе безобидные «открытые» работы японского учёного Масару Эмото, изучающего информационные свойства воды? А «закрытые»? Ни для кого не секрет, что стоимость технологий информационного воздействия постоянно уменьшается и уже сей¬час дешевле, используя эти технологии, убедить потребителя в высоких качествах рядо¬вого товара, чем вкладывать средства в его совершенствование.
В рамках реализации правового обеспечения ИБ должна быть сформулирована госу¬дарственная политика по достижению национальных интересов России в информацион¬ной сфере. Это позволит более-менее осознанно подойти к выявлению проблем, которые существуют в законодательстве, к выявлению направлений совершенствования норматив¬но-правового обеспечения, которые повысят эффективность деятельности, как государст¬ва, так и общественных организаций и граждан в решении задач обеспечения ИБ.
Нормативное правовое обеспечение безопасности правового статуса субъектов в информационной сфере образуется совокупностью правовых институтов и норм, регули¬рующих отношения в области противодействия угрозам ущемления прав человека и граж¬данина на осуществления информационной деятельности, неисполнение им возложенных обязанностей в области этой деятельности и, как следствие, нанесение ущерба деятельно¬сти по реализации социальных интересов личности, общества или государства.
До сих пор обеспечение информационной безопасности личности на государственном уровне проводится органами исполнительной власти без надлежащей дифференциации, без четкого указания конкретных органов обеспечения информационной безопасности в зависимости от характера угроз, а также при отсутствии координации и взаимодействия между разными органами государственной власти, решающими различные задачи по обе¬спечению ИБ.
Особенность негативных информационных воздействий состоит в том то, что они мо¬гут быть выявлены только в результате специальной экспертизы. Для выявления опасно¬сти должны разрабатываться и использоваться специальные стандарты безопасности, утвержденные в установленном порядке параметры информационно-психологического воздействия, не вызывающие негативных последствий для психики человека. На данный момент нормативно-методическая база проведения экспертизы и контроля качества защи¬ты информации далеки от совершенства.
В законодательстве должна быть предусмотрена возможность освобождения от ответ¬ственности лица, ставшего жертвой подобного воздействия, по признакам невменяемости (при отсутствии у него ранее хронического или временного психического заболевания) и одновременно предусмотрено наступление ответственности для лица, под чьим воздейст¬вием было совершено противоправное деяние.
Игнорирование вопросов систематизации рассматриваемого законодательства ведет к упрощению законотворчества и порождает законодательные ошибки. В результате систематизации происходит формирование законодательства как взаимосогласованной и эф¬фективной системы нормативно-правовых актов, обладающей качествами полноты, досту¬пности и удобства пользования ими. В настоящее время наиболее эффективным способом систематизации законодательства в области информационной безопасности личности является инкорпорация.
Многое в рассматриваемом направлении сделано. Принят ряд нормативных доку¬ментов: закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 20 февраля 1995 года; Концепция совершенствования правового обеспечения информа¬ционной безопасности Российской Федерации, проект которой представлен во исполнение решения Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 2 июня 1999 г. и решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности от 23 марта 1999 г. № 1.
Информационной безопасности России отводится видное место в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
9 сентября 2000 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, в которой совершенствование правового обеспечения рассматривается как приоритетное направление государственной политики.
В развитие Доктрины ИБ под эгидой Совета Безопасности России были подготов¬лены Основные направления нормативного правового обеспечения ИБ РФ. Основопола¬гающим принципом законодательной деятельности, определенным в указанных выше концептуальных документах, является баланс интересов личности, общества и государст¬ва. Очевидно, что такой баланс труднодостижим. Определенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина являются базовыми, однако Конституция устанавливает и ограничения этих прав в интересах других лиц (ч.З ст. 17), общества (ч.2 ст.29 и др.) и государства (ч.З ст.55, ч. 1 ст.56).
В 2003 году коллективом экспертов разработан проект Федерального закона «Об обеспечении информационной безопасности».
РЕЗЮМЕ
Анализ действующих правовых норм и предлагаемых проектов нормативных докумен¬тов в сфере ИБ позволяет прийти к некоторым заключениям:
1. Развитие общественных отношений в области ИБ существенно опережает законода¬тельную и правоприменительную практику по защите жизненно важных интересов лич¬ности, в том числе в области информационно-психологической безопасности.
2. В российском законодательстве нет четких норм, позволяющих выявлять и преду¬преждать угрозы и нарушения в условиях информатизации общества.
3. На сегодняшний день отсутствует какой-либо нормативный акт о защите нравствен¬ных интересов детей и юношества в средствах массовой информации.
4. При наличии провозглашенных прав гражданина на доступ к информации, отсутст¬вует главное - обязанности государственных органов обеспечить эти права, чем наруша¬ется статья 29 Конституции РФ. Едва ли не главным препятствием на пути получения ин¬формации стали органы, предназначенные в развитых демократических странах осуществлять этот доступ на практике: пресс-службы администраций, ведомств и организаций. В абсолютном большинстве эти службы у нас несут функции фильтра, всячески препятст¬вуя и гражданам, и журналистам получать полную и объективную информацию о формах, смысле и результатах деятельности своих учреждений.
5. Необходимо разработать и законодательно закрепить механизм реализации права личности на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, кото¬рый должен стать основой для формирования гражданского общества, поскольку в существующих нормативно-правовых актах, предписывающих органам власти предоставлять информацию в обязательном порядке, указанный механизм отсутствует.
6. В федеральном законе «О персональных данных», по-видимому, необходимо иск¬лючить положение (пункт 4 статьи 13), предусматривающее возможность создания госу¬дарственного регистра населения, как противоречащее Конституции РФ (ст. 23, 24, ч.З ст.56).
7. Нет детально разработанной нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспе¬чение безопасности психики человека, духовной жизни общества и интересов государства в данной области, что делает актуальным разработку законопроекта об информационно-психологической безопасности.
Таким образом, современное состояние конституционно-правового регулирования информационной безопасности личности требует существенного дополнения, способного ликвидировать имеющуюся фрагментарность, «закрыть белые пятна» и устранить несоответствие нормативно-правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральному законодательству.
В рамках совершенствования законодательства необходимо: принять ФЗ, регулирующий отношения в области сбора, хранения и распространения персональных данных, защиты личной и семейной тайны, неприкосновенности частной жизни, а также создать правовые условия для широкого использования средств криптозащиты персональной информации; создать организационный механизм реализации прав граждан на доступ к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления; создать механизм правовой защиты коммерческой тайны и служебной тайны, совершенствовать механизмы правовой защиты интеллектуальной собственности, прежде всего, ноу-хау; внести изменения и дополнения в ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»; определить правовой статус доменных имен; существенно уточнить ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», который устанавливает неоправданные ограничения для деятельности с использованием сетей связи общего пользования.
В отношении значительного числа угроз безопасности в информационной сфере постановка цели их ликвидации не всегда представляется возможной, ввиду отсутствия необходимых для её достижения социальных, экономических, политических и иных ресурсов. В этом случае целью функционирования правовых механизмов противодейст¬вия угрозам может заключаться в предупреждении и пресечении этих угроз.
Предупреждение появления угроз заключается в создании условий, при которых вероятность появления этих угроз существенно снижается.
На достижение целей нормативно-правого обеспечения информационной безопасности личности возникает необходимость в специальной разработке образования по БЖД, которая обусловлена потребностью в людях, способных устанавливать оптимальные отношения со средой обитания с позиции упорядоченного сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития. Практическая реализация правового обеспечения ИБ в образовании на всех ее ступенях будет способствовать, в конечном счете, переходу человечества к ноосфере, дальнейшему ее гармоничному и непрерывному развитию. Как известно, гуманный человек не возникает сам по себе, а формируется в обществе. Общество гуманистично настолько, насколько ценен в нем человек и гуманного человека может воспитать только гуманный человек. Прогресс системы образования в XXI веке будет определять педагог-интегратор, имеющий не только высокий уровень профессионализма в той или иной предметной области, но и постоянную мотивацию к фундаментальному человекознанию и человеконазначению. Не достигшие целей образования в области нормативно-правовых проблем обеспечения ИБ направлена создаваемая в России система непрерывного образования, которая опирается на требования Закона РФ об образовании и ряда нормативных документов, отмеченных выше.
Образование в этой области обеспечит способность личности быстро ориентироваться в определенной ситуации, четко формировать свою точку зрения и убедительно ее аргументировать.
Одним из свойств адекватной образовательной концепции по БЖД является ее непрерывность. Перманентное преподавание БЖД должно охватывать дошкольников, учеников школы, учащихся средних специальных учебных заведений, студентов всех форм обучения, слушателей различных форм повышения квалификации.
|