|
Тюменская государсмтвенная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Основной целью высшей школы на современном этапе является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентных на рынке труда, а, следовательно, имеющих хорошую фундаментальную и практическую базы. Трудности настоящего периода связаны с изменением системы и содержания высшего образования, обусловленные подписанием Российской Федерацией Болонской декларации.
Основными факторами, снижающими качество образования в ВУЗе, является обучение на основе принципа «наполнения сосуда», когда преподавателем дается исключительно готовая информация, а также недооценка значения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, стимулирования их творческой учебной и научной деятельности, сокращение аудиторных часов при сохраняемой учебной программе. Все это требует изменения традиционных форм обучения и внедрения новых.
Одним из подходов, направленных на облегчение изучения любого предмета, является выявление и реализация междисциплинарных связей.
Кафедрой фармакогнозии и ботаники установлены интегративные связи между дисциплинами, изучаемыми как на самой кафедре (ботаника, фармакогнозия и ресурсоведение), так и между взаимосвязанными: биологией, латинским языком, аналитической и фармацевтической химиями, фармакологией.
Междисциплинарные связи четко прослеживаются при изучении ботаники на 2 курсе с такими дисциплинами как биология и латинский язык. Студенты, начиная изучать ботанику, уже знают отличительные признаки животной, растительной и грибной клетки, устройство микроскопа и могут легко им пользоваться, а также ими освоены ботанические термины на латинском языке. В связи с этим преподавателю ботаники нет надобности подробно останавливаться на данных разделах учебной программы.
Интегративные связи между ботаникой, фармакогнозией и ресурсоведением просматриваются уже в том, что каждый предыдущий предмет является базисным для последующего.
На практических занятиях по ботанике студенты впервые знакомятся с методикой описания органов растений, их морфологией, овладевают умением выделения признаков семейств, усваивают принципы систематики, а также впервые закладываются общие принципы аналитического анализа органов и тканей растительного материала. Таким образом, приступая к морфологическому, микроскопическому или товароведческому анализам, студенты, обучающиеся на фармакогнозии, уже имеют знания и умения идентификации лекарственного растительного сырья по морфологическим и анатомическим признакам. Кроме этого им также нет необходимости долго останавливаться на изучении латинских названий производящих растений, изучать методику приготовления микропрепаратов и т.д.
Целью ресурсоведения является изучение запасов лекарственных растений, разработка рекомендаций по их рациональному использованию и охране, что невозможно без знаний, полученных на фармакогнозии: способах заготовки, первичной переработки, стандартизации сырья, влиянии экологических факторов на накопление биологически активных веществ.
Междисциплинарные связи прослеживаются и с фармакологией. Фармакогнозия в данном случае выступает в качестве основы, т.к. знания, полученные по химическому составу, применению лекарственного растительного сырья и препаратов из него, используются на фармакологии, где уже упор делается на механизмы действия, формы выпуска и дозы препаратов, способах введения.
Таким образом, знания о лекарственных растениях, преподающиеся на разных предметах и с разных точек зрения, экономят время на нерациональные затраты, связанные с образовательным процессом, способствует наилучшему и более прочному усвоению материала, необходимого студентам в последующей практической деятельности.
|
Комментарии
2010-03-2223:43:32 интересно