Калужский Филиал Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Развитие науки и прогресс человечества невозможны без хорошо поставленного образования. Математике при это неизменно отводится место науки, приучающей к строгому мышлению и помогающей точно изучать явления. Математическое образование в наше время приобретает не только педагогическое, но и важное социокультурное значение. Оно должно помочь будущим специалистам, подготавливаемым высшей школой, при исследовании экономических проблем, оптимизации технологических процессов и при решении других профессиональных задач. Для этого необходимо улучшать математическое образование выпускников различных вузов, в том числе и экономического. Хорошая технология обучения, формирующая математическую компетентность и математическое мышление, является базой для создания методик вхождения в математическую культуру. Главная цель математики высказана О.Шпенглером: “Каждая культура имеет свою математику”. Поэтому будучи основанием любой культуры, математика призвана формировать свою – математическую культуру у обучаемых. Математика и математическая культура – понятия не тождественны. Математика – это прежде всего научные знания, культура же включает в себя это знание, но не исчерпывается им. Термин математическая культура используется для того чтобы отметить, каким образом личность взаимодействует с таким знанием, как математика, и как математика может влиять на структуру и внутренний мир личности. Понятие математической культуры значительно шире, чем просто система математических знаний, умений и навыков. Формирование математической культуры менеджера – это целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения системой математических знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с ее целями и задачами. Рассматривая в этом контексте формирование математической культуры менеджера, можно отметить следующее: - слабая связь математических знаний студентов со специальными курсами - занижен в процессе обучения уровень математической культуры, математического мышления у выпускников; отсутствие у них необходимого опыта применения математики в экономических исследованиях; - недостаточная мотивация к овладению математикой как наукой, при помощи которой проводится глубокий анализ экономических процессов и явлений; - несоответствие содержания математического образования конечной цели обучения. Поэтому для формирования математической культуры менеджера при преподавании математики необходимо: - сформировать у студентов убеждение о важности математических методов для решения задач практики; - научить студентов математическим методам и приёмам применения этих методов в профилирующих дисциплинах, в научной работе и на практике; - сформировать точность мышления, стремление к познанию; - научить поиску оптимального решения стоящих перед человеком проблем. Учитывая особенности математики как науки и как учебного предмета, исходя из общепедагогической разработки проблемы профессионализации обучения на экономическом факультете и методологии системного подхода, можно придти к выводу, что основой совершенствования методической системы обучения математике будущих менеджеров должна быть математическая культура менеджера. Суть концепции формирования математической культуры менеджера – необходимость включения математики в целостное и непрерывное формирование у студентов основ профессионального мастерства, базирующегося на активных и глубоких знаниях математики, на широком использовании математики в экономическом анализе реальных процессов и получение в результате этого достоверных результатов. Л.Д.Кудрявцев в книге “Современная математике и её преподавание” рассматривает вопрос о целях обучения, связывая его с математизацией науки, происходящей в наше время. Поскольку научить рецептам решения всех задач, встречающихся специалисту в его работе невозможно, то важно выработать “хорошую культуру мышления, умение творчески подходить к решению возникающих задач”. Основные цели, стоящие перед математическим образованием, Л.Д.Кузравцев характеризует следующим образом. Выпускники вузов должны уметь в пределах своей специальности: 1) Строить математические модели; 2) Ставить математические задачи; 3) Выбирать подходящий математический метод и алгоритм для решения задачи; 4) Применять для решения задачи численные методы с использованием современных вычислительных машин; 5) Применять качественные математические методы исследования; 6) На основе проведённого математического анализа вырабатывать практические выводы. Достижение этих целей, указывает Л.Д.Кудрявцев, возможно лишь при хорошо скоординированной деятельности кафедр, при наличии непрерывной математической подготовки. Цель обучения математике Л.Д.Кудрявцев формулирует так: “целью обучения математике является приобретение учащимися определенного круга знаний, умения использовать полученные математические методы, развитие математической интуиции, воспитание математической культуры”. При этом концепция формирования математической культуры менеджера в вузе состоит из следующих педагогических положений: 1) связь математических курсов с соответствующий специальностью (принцип целенаправленности); 2) принцип приемственности; 3) принцип строгости изложения теоретического материала по математике; 4) моделирующий принцип; 5) принцип заинтересованности. Реализация этих принципов предъявляет повышенные требования к преподавателю как к высококвалифицированному специалисту, который вооружён знаниями о силе математики и ее абстрактной необходимости для прогресса естествознания, экономики, техники и т.д. Беседы о значении математики для практики – исключительно сильное педагогическое орудие, которое должно быть использовано в полную силу. Таким образом, формирование математической культуры менеджера является многоаспектной проблемой, ставящей ее в ряд важнейших вопросов теоретического и практического воспитания и образования.
Литература: 1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М., Просвещение, 1982 г. 2. Розанова С.А. Матимотическая культура студентов технических университетов. – М.:физмат ,2003 Чернова Ю.К. Математическая культура и формирование ее составляющей в процессе обучения. Тольятти, 2001
|