Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра клинической практики сестринского дела
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
В течение последних десятилетий во всем цивилизованном мире медицина перешла в новое состояние. Главной задачей в современных условиях реформирования здравоохранения в России, является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять свои знания на практике, постоянно совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности. Перспектива развития здравоохранения Российской Федерации в значительной мере зависит от профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров, как главного ресурса здравоохранения. Реформирование Здравоохранения не возможно без этого ресурса.
Работники со средним медицинским образованием представляют наиболее большую группу медицинских кадров. Одновременно существует дефицит квалифицированных медицинских сестер. Сохраняется отток специалистов в другие отрасли. Поэтому после получения диплома о среднем медицинском образовании происходит большой отсев студентов, которых ещё и пугает социально-экономическая не защищенность медицинских работников.
Целью нашего исследования явилась изучение профессионального уровня и качества подготовки медицинских сестер, возможность реализации и повышения своего образования, а так же изучение проблемы оттока из профессии.
Были запланированы следующие задачи:
1. Оценить социальное положение выпускников
2. Изучить состояние информированности по проблемам здравоохранения
3. Оценить качество профессиональной подготовки выпускников
4. Изучить мотивацию продолжать свое образование
Материалы и методы: основным методом послужило анонимное анкетирование
Группу обследованных составили 100 выпускников 2007 года Томского Областного Базового Медицинского колледжа, медсестринского отделения.
Среди опрошенных выпускников преобладали девушки (76%)
Средний возраст опрошенных составил 20 лет.
Уже имеют семью30% из опрошенных выпускников.
У 20% студентов есть1 ребёнок
В тоже время более половины не имеют своей жилплощади, более одной третьей опрошенных, живут с родителями, и только у 10% есть своё жильё.
Во время опроса только 30 выпускников определились с местом работы.
Из опрошенных студентов половины собираются работать в не медицины. Учиться другой специальности хотят 3% выпускников. Есть и такие, которые согласны совмещать работу по специальности и учебу на ФВМСО, они составляют всего 5 человек.
Больше всего выпускников интересует стоматология 43% и хирургия 40%, остальные области медицины менее популярны у выпускников.
Популярность стоматологии и хирургии, заключается в том, что выпускники считают их наиболее высокооплачиваемыми (по 35% каждая).
Пойдя работать в практическую медицину, более половины студентов не знают, какова будет их заработная плата, для 5% выпускников это не важно.
В тоже время 70% выпускников считает, что цена жизни и здоровья человека должна ровняться заработной плате медицинских работников.
Студенты считают, что здравоохранению нужна реформа (84 человека), но не согласны с её течением на сегодняшний день 97% выпускников.
Только 15 % выпускников считают выбранную профессию своей мечтой и 14% как возможность помогать людям. У 30% на выбор профессии повлияли родители (бабушки, сестры и т.п.), а ещё 30% посчитали, что это проще всего.
Сестринское дело считают своим призванием только 5%, а 47%выпускников, считаю это вынужденным положением.
Самой главной причиной, которая повлияет на то, что выпускники уйдут из медицины, это низкая заработная плата 80%. Выпускников не пугает большая физическая нагрузка (5%), ни физический дискомфорт (2%), ни разочарование в людях (1%). Разочарование в профессии станет причиной ухода из медицины только у 10%.
Хотели бы продолжить свое обучение, по специальности «Сестринское дело» в ВУЗе только 30 человек. А вот получить определенную специализацию хотят сразу после окончания колледжа более половины выпускников.
Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий сестринского дела, но выпускники колледжа считают почти в половине случаев его можно воспроизвести только в теории (45%), в нем нет смысла 40%, это не поможет в выздоровлении пациентов 10%. И только 1 % выпускников считает, что сестринский процесс нужно внедрять в практику.
Оценить свои знания полученные в колледже не могут 38% студентов, только 26% из них владеют и теорией и практикой, а вот 55 не получили достаточных знаний для дальнейшей работы.
С новыми технологиями, внедряемыми в медицину, знакомили студентов во время учебы иногда (76%).Доступ к новым учебникам, медицинским журналам и другой современной литературе у студентов был ограниченный 56%,причем за свой счет 20%. А вот 5 % выпускников считают это не нужным.
Во время учебы в колледже только 19% студентов участвовало в научных разработках, конференциях, исследованиях, 30% выпускникам этого не предлагали и 5% считают это не нужным.
Выпускники колледжа владеют компьютером очень хорошо 23%, имеют навыки работы с документами 45%, и только 2% не владеют компьютером вообще.
Знание иностранных языков у студентов на не высоком уровне, свободно общаться могут только 3%, читать и переводить со словарем могут 40%, а 47% знают только несколько слов. Из иностранных языков у студентов преобладает английский 56%, и немецкий 32% язык.
Выпускники медицинского колледжа считают, что международный опыт улучшит качество образования медицинских сестер и соответственно поднимет качество сестринской помощи (57%), 13 % выпускников считают, что международный опыт не нужен.
Сотрудничество медицинских образовательных учреждений с медицинскими обществами и ассоциациями необходимы, так думают 72% выпускников, 16% из них с этим не согласны.
Таким образом, наше исследование показало, что выпускники медицинского колледжа, не защищены в социальном и экономическом плане, что их будущее не однозначно, и они уходят искать в другие профессиональные области более выгодные условия. Выпускники средних образовательных медицинских учреждений не способны совместить теорию и практику, недостаточно подготовлены для использования новых технологий, не занимаются наукой, не имеют мотивации продолжать свое образование. Выбор профессии у студентов был продиктован, не их желанием, а обстоятельствами, что и приводить к снижению заинтересованности как к учебе так и к будущей профессии.
Реформирование здравоохранения должно начинаться со студентов медиков, так как только компетентные специалисты, любящие свою работу способны к переменам.
Список литературы:
1. Г.М. Перфильева, Высшее сестринское образование в России /Г. М. Перфильева //Медицинская сестра. - 2003. - №1 - С 19-18.
|