ОГОУ «Томский базовый медицинский колледж»
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Мы подразумеваем под “взаимоотношениями” стиль отношений, который позволяет и гарантирует их сохранение посредством установления модели взаимодействия, в соответствии с которой решаются текущие проблемы, конфликты и задачи (целенаправленность, досуг, развлечения, дружба, либидо и т.д.).
Медицинский работник, выполняя свои профессиональные обязанности и требования медицинской этики, обязан придерживаться медицинского этикета – порядка поведения в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, т.е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Правила этикета требуют постоянного совершенствования формы общения с коллегами.
Вряд ли наши отношения хороши со всеми и всегда. Противоречия и разногласия между коллегами время от времени неизбежно возникают. Вопрос, конечно, заключается в том, можем ли мы взаимодействовать “достаточно хорошо”, т. е. оказывая поддержку и в то же время, признавая индивидуальные особенности коллег и их недостатки. Реальность такова, что коллеги всех специальностей взаимозависимы, а наша работа и профессиональная жизнеспособность зависят от хороших взаимоотношений.
Модели и стили взаимодействия с коллегами будут различаться в зависимости от ситуации и задачи на текущий момент. Различные ситуации требуют немалой гибкости и толерантности, а умение переходить от одной к другой приходит с опытом. Вероятно, у нас есть некоторые методы контроля условий, в которых они возникают, как и соответствующий язык, который может использоваться в каждой ситуации. Сферы, в которых чаще всего наблюдаются напряженные отношения между вышестоящими коллегами, можно разделить на организационную и сферу личностных характеристик и факторов. В процессе развития отношений между врачами и медицинскими сестрами, следует учитывать изменившиеся роли и расширяющиеся обязанности медсестер. В значительной степени всё зависит от хорошего взаимопонимания между медицинскими сестрами и врачами. Когда взаимопонимания нет или оно под угрозой, качество медицинской помощи ухудшается. Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами и медсестрами приобрели статус особых отношений. Это особенно верно в рамках стационарных учреждений, когда врач и медсестра становятся доминантной парой, влияющей на другие мультидисциплинарные взаимодействия и, в особенности на характер связи с пациентами. Как следствие, пара “медицинская сестра–врач” более не является исключительной (уникальной). Почти вся медицина функционирует в рамках мультидисциплинарной структуры, и взаимодействия с другими специалистами, ответственными за комплексное обслуживание пациентов, влияют на отношения “врач–медсестра”, разбавляя их “особость”. Характер образования медсестер и врачей претерпевает множество изменений, а именно границы между врачами как диагностами и назначающими лечение и медицинскими сестрами как исполнительницами распоряжений и раздатчицами лекарственных препаратов становятся менее четкими и более проницаемыми.
На отношения между врачом и медсестрой отчасти влияет то, что пациенты думают о них. Люди могут любить своих ангелов, но они испытывают благоговейный трепет перед своими врачами”. Это отражает традиционный, популярный взгляд на роль врачей и медицинских сестер. Однако ожидания пациентов относительно того, что делают и чего не делают медицинские сестры и врачи, меняются очень быстро. Рост гласности относительно врачебных и медсестринских ошибок частично сняли магическую ауру и глянец с этих профессий.
Врачи могут многое сделать для улучшения своих отношений с коллегами-медсестрами, причем путями достижения этого являются: понимание, профессиональное уважение, тактичность и отзывчивость. Различают три стратегии врачебного поведения: вхождение в контакт, помощь и поддержка, определение сфер будущего сотрудничества.
Высокоэффективный труд медицинского коллектива немыслим без взаимопонимания и взаимопомощи между всеми сотрудниками, в частности между врачом и медсестрой. Терпимость и взаимоуважение занимает ведущее место в создании деловых эффективных отношений между врачом и медсестрой. Известно, что излишняя самоуверенность, чрезмерное самолюбие являются признаками недостаточного нравственного воспитания. Большие затруднения в работе создает отсутствие взаимоуважения. Характер взаимодействия “врач–медсестра” существенно меняется. Отойдя от традиционных отношений с их существенными различиями во власти и влиянии, в настоящее время медицинские сестры и врачи становятся равноправными партнерами в клинической сфере. Хотя важно понимать исторические факторы, которые обусловили роли и обязанности специалистов в каждой профессии, а также сферы конфликта и разногласий, именно взаимозависимость медицинских сестер и врачей выведет на путь истинной совместной клинической работы. Характер помощи делает еще более жизненно важными коммуникацию и необходимость прояснения возможных причин нарушения отношений из-за динамических взаимодействий с пациентами, как в стационарах, так и за их пределами.
Список литературы:
1. Дружинина Т. Они нас не знают / Сестринское дело, № 1, 2006, стр. 15.
2. Крушинская Н. Создание позитивной атмосферы / Сестринское дело, № 2, 2007, стр.3.
3. Левина И. Вопросы к лектору / Сестринское дело, № 1, 2006, стр. 15.
4. Шитикова Н.В. Медицинский персонал: психология общения / Медицинская сестра, № 2, 2007, стр.41-42.
|