Гущина В.В.
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В начале ХХI века Соединенные Штаты убедительно доказали, что инвестиции в человеческий капитал играют все более решающую роль в обеспечении конкурентных преимуществ страны на уровне национальной и мировой экономики. В экономическом докладе президента США Б. Клинтона так и говорилось, что именно образование является ключом к будущему процветанию нации. Без высококвалифицированных, талантливых, увлеченных своим делом специалистов, невозможно поднять уровень образования на более высокую ступень и решить стратегическую задачу - выиграть новый этап технологической гонки.
Для совершенствования системы образования в ХХ веке было принято огромное количество законодательных актов, государственных программ, а так же ряд законов, что говорит о приоритетном значении образования для общественного развития. Успехи в проведении реформы школы в большой степени зависят от качества подготовки учительских кадров.
К проблеме подготовки квалифицированных учителей в Америке привлечено всеобщее внимание. Без высококвалифицированных, талантливых, увлеченных своим делом преподавателей, невозможно поднять уровень образования на более высокую ступень. Американская система образования, ныне обслуживающая экономику, основанную на массовом производстве продукции, в будущем призвана обслуживать экономику, основанную на «индустрии знаний». Чтобы достичь успеха в перестройке всей экономической структуры, необходимо возродить профессию хорошо образованных учителей, готовых взять на себя груз полномочий и ответственности и подготовить школы для будущего.
Какие бы реформы ни проводило правительство, они будут недостаточны, так как наиболее важным звеном в деле улучшения качества образования был и остается учитель. Успехи учащихся во многом зависят от мастерства учителя. Таким образом, путь к улучшению качества обучения в школах – это повышение академического и профессионального уровня учителя и создание хороших условий труда для них.
В результате принятых мер была повышена зарплата учителей, увеличились правительственные дотации на содержание школ, существенным изменениям подверглось содержание педагогического образования. В число обязательных учебных дисциплин включены естественно-математические, гуманитарные курсы.
При составлении планов учитывается принцип индивидуализации. Результатом реформ явилось увеличение количества часов, отведенных на прохождение практики в школе, но единых требований по её прохождению, к сожалению нет. При подготовке к практике большое внимание теперь уделяется таким курсам как возрастная психология, коррекционная психология, педагогическая психология. Так же проводятся дополнительные курсы, позволяющие углубить знания по определенным направлениям. Минусом является и возможность определять свой учебный план, что приводит к неглубокой профессиональной подготовке из-за разнообразия.
Важным механизмом повышения уровня профессионализма учителей является лицензирование преподавания и проведение ежегодных тестов на право преподавания. В течение жизни учитель проходит несколько курсов по повышения квалификации в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества.
Для современной отечественной высшей школы представляет интерес такая инновация в области педагогического образования США, так многоуровневая подготовка специалистов. Многие педвузы России уже перешли на ту систему и она показала свою жизнеспособность в российских условиях. Благодаря многоуровневому образованию происходит дифференциация функций различных ступеней послесреднего образования и типов средних и высших учебных заведений; становится возможной организационная и структурная адаптация высшей школы для подготовки и переподготовки специалистов не только высшего, но и среднего звена; обеспечиваются равные возможности всем студентам пройти все ступени образования и получить степень магистра; вместе с тем устраняется уравниловка, возникает атмосфера здоровой конкуренции в студенческой среде; полнее удовлетворяется потребности общеобразовательных и средних учебных заведений в нужных и достаточно квалифицированных специалистах.