Лаборатория УМЦ ЮАО г.Моcквы Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Проблема насилия в обществе становится глобальной проблемой современности, привлекающей к себе пристальное внимание педагогов и психологов. «Молодеет» возраст правонарушителей, возрастает количество преступлений с участием несовершеннолетних, подростковая субкультура буквально «больна» агрессией. «Без агрессии в современном обществе не выжить», «Агрессия – это хороший способ, чтобы порвать отношения с тем, кто тебе не нравится», «…если ты недостаточно агрессивен, то ничего не добьешься, у тебя не будет ни работы, ни денег; побеждает сильнейший», «…у людей как у животных – кто сильнее, тот и прав. А чем мы от них отличаемся?» - пишут десятиклассники в своих размышлениях по поводу агрессии. К сожалению, агрессия становится нормой подросткового поведения. Важную роль в формировании агрессивных моделей поведения играет социальный опыт, полученный ребенком в детстве и, прежде всего, в семье. Бандура и Уолтерс установили (1959), взаимосвязь между поведенческим репертуаром матери и ребенка: чем снисходительнее относятся матери к агрессивным действиям своих детей, чем больше они им потакают, тем агрессивнее становятся дети. В другом исследовании (Скарз, Маккоби, Зевин, 1957) показано, что физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость детей В этом случае сами действия родителей (физическое наказание) становятся моделью агрессивного поведения, которую ребенок впоследствии воспроизводит. А.Бандура ввел термин «спусковой крючок агрессии». Имеется в виду запечатление события, становящегося сигнальным. Так, оскорбительные замечания, сказанные нейтральным тоном, могут привести к тому, что сам тон начинает давать отрицательные эмоциональные реакции. Исследование в рамках программы «Подросток на перекрестке эпох», выполненное сотрудниками центра «Генезис» (1997) показало, что наиболее стрессогенные стили родительского воспитания – отсутствие позитивного интереса со стороны матери, враждебность отца и крайняя его непоследовательность. В своем исследовании агрессивного поведения старших подростков 14 -16 лет, мы ставили целью изучение влияния стиля воспитания в семье на становление агрессии. На первом этапе исследования мы выделили группу из 60 подростков, для которых характерна повышенная агрессия. Высокий уровень агрессии определялся как психологическим тестированием учащихся (опросник на определение уровня агрессии Басса-Дарки), так и наблюдением за поведением подростков во время уроков и внешкольных мероприятий Для характеристики стилей родительского воспитания мы использовали стили, описанные Эйдемиллером и Юстицкис: По уровню протекции в процессе воспитания (сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка) выделяют два нарушения: а) чрезмерная (гиперпротекция) б) недостаточная (гипопротекция) О гиперпротекции можно говорить тогда, когда родители отдают ребенку чрезмерно много сил, времени, внимания. Воспитание ребенка становится основным смыслом существования родителей, центральным делом всей жизни. Гипопротекция является противоположным явлением, когда ребенок оказывается «заброшенным», до него «не доходят руки», у родителей не хватает сил и времени заняться его воспитанием. За него берутся время от времени, только тогда, когда случается что-нибудь серьезное. По степени удовлетворения потребностей подростка в материально-бытовых (питании, одежде, предметах развлечения) и духовных благах (общение с родителями, получение от них внимания и любви) Эйдемиллер и Юстицкис выделяют два отклонения: потворствование и игнорирование. Потворствование проявляется тогда, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка. Такие родители «балуют» свое чадо. Родители объясняют свое поведение плохим здоровьем ребенка, его «особыми» психологическими чертами, исключительностью. Часто родители действуют по принципу: «Мы сами были лишены тех или иных благ, пусть хоть ребенок не испытывает ни в чем нужды». Феномен потворствования может проявляться при разводе родителей, когда каждый из них балует ребенка с целью «завоевания» его благосклонности, используя ее в дальнейшем в качестве «оружия» против второй половины. Стиль игнорирования потребностей ребенка противоположен по своему поведенческому репертуару предыдущему стилю и характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка. И если практически каждый ребенок накормлен и одет (удовлетворены его материальные потребности), то с удовлетворением духовных потребностей ребенка обстоит все не так просто. Чаще всего ребенку не хватает эмоционального контакта с родителями, проявляется это в недостаточном общении, редком проявлении знаков любви и заботы. По количеству требований к ребенку: Требования – неотъемлемая часть сосуществования людей в социуме, без требований невозможен и воспитательный процесс. Требования родителей, предъявляемые к ребенку: учиться, выполнять распорядок дня, помогать по хозяйству, ухаживать за собой, младшими и престарелыми членами семьи и т.д. – являются необходимыми требованиями, формирующими в будущем сознательное отношение ребенка к социальным нормам и правилам. Нарушения в системе обязанностей ребенка выполнять предъявляемые к нему требования могут быть следующие: а) чрезмерность требований–обязанностей, б) недостаточность требований–обязанностей, предъявляемых к подростку. Чрезмерность требований характеризуется повышенной моральной ответственностью. Требования к ребенку в этом случае необоснованно завышены, что может стать психологическим тормозом для развития личности ребенка. Родители могут перекладывать на ребенка часть своих родительских обязанностей, не придавая значения загруженности ребенка. Например, в семьях с пьющим отцом, мать может видеть свое предназначение в решении проблем мужа (в этом случае психологи говорят о созависимости женщины): такая женщина озабочена тем, как поддержать имидж «благополучной» семьи в глазах окружающих; как не дать мужу выпить; чем его занять, чтобы он не думал об алкоголе. К сожалению, в таких семьях у матери практически не остается сил и времени на ребенка. Подросток развивается в ситуации гипопротекции, с неудовлетворенными потребностями в общении, ласки и любви родителей, на него мать может перекладывать свои обязанности по ведению хозяйства, уходу за малолетними братьями и сестрами, а порой, и по добыванию средств к существованию. В некоторых семьях к ребенку предъявляют завышенные, не соответствующие способностям ребенка требования как в учебе, так и в других занятиях. Часто родители, сами некогда успешные в учебе, не могут смириться с тем, дети не могут соответствовать такой же высокой планке. И наоборот, родители, у которых не было возможности достигнуть высоких успехов в жизни, возлагают чрезмерные надежды на своего ребенка, создавая, таким образом, для последнего психологически напряженную среду, сопровождающуюся страхом не соответствовать родительским ожиданиям. Недостаточность требований–обязанностей характеризуется тем, что подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Требования–запреты, являясь указанием на допустимость или недопустимость того или иного поступка, определяют степень самостоятельности ребенка, возможность выбора способа поведения. Наиболее частыми нарушениями стиля воспитания являются: а) доминирование требований–запретов, б) недостаточность требований–запретов. Доминирование требований–запретов выражается в их неразумно большом количестве, родители придерживаются запретительного поведения, ограничивая самостоятельность и свободу подростка. Недостаточность требований–запретов характеризуется тем, что родители позволяют ребенку все. Родители не описывают рамки поведения, и подросток сам принимает решения о модели поведения в школе, дома и на улице; вопросы об употреблении спиртных напитков, наркотиков, табакокурения также остаются за пределами родительского воздействия. Такой подросток не принимает запреты и легко их нарушает. По строгости санкции: а) чрезмерность санкций, б) минимальность санкций. Чрезмерность санкций характерна для семей, в которых родители являются сторонниками строгих наказаний детей даже за незначительные нарушения. Такой стиль воспитания характеризуется жесткостью. Минимальность санкций присутствует в таких типах семей, где родители считают, что наказания бессмысленны, и в воспитании ребенка применяют систему поощрений, практически не прибегая к наказаниям. Неустойчивость стиля воспитания. Неустойчивость является своего рода «раскачиванием» родительского воспитания от мягкого воспитательного воздействия к чрезмерно строгому и наоборот. Родители не могут удержаться на определенной воспитательной платформе. Этому могут способствовать как определенные личностные качества, так и психолого-педагогическая родительская некомпетентность. Эйдемиллер и Юстицкис выделяют следующие причины отклонения в стилях семейного воспитания: • Расширение родительских чувств. Возникает чаще всего при нарушении супружеских отношений (смерти одного из супруга, развода), либо при неудовлетворенности отношениями в семье, при этом не нашедшие удовлетворения чувства, которые были адресованы одному из супругов, перекладываются на ребенка. • Предпочтение детских качеств. Родители не признают взросление подростка и предпочитают видеть в нем детские качества. • Воспитательная неуверенность родителя. Часто природой такого отклонения в воспитании является набор определенных личностных качеств родителя (зависимость, тревожность, ригидность и т.д.), что приводит к смене семейных ролей. Родитель теряет свою власть и идет «на поводу» у ребенка, позволяя ему владеть ситуацией и решать ее по своему усмотрению. • Фобия утраты ребенка. Как правило, встречается в семьях, где к ребенку особо трепетное отношение: ребенка родители долго ждали, ребенок долго и тяжело болел либо его жизни угрожали другие обстоятельства. Такие родители боятся самостоятельности ребенка, видя в ней угрозу жизни, не уверены в своих воспитательных воздействиях, обладают преувеличенным мнением о болезненности ребенка. • Неразвитость родительских чувств. Может приводить к серьезным отклонениям в семейном воспитании: гипопротекции, эмоциональному отвержению, чрезмерности санкций и т.д. Обуславливается психологическими качествами родителя, отсутствием положительной модели детско-родительских отношений в детстве, духовной незрелостью личности родителя. • Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств. Это нарушение семейного воспитания характеризуется тем, что в ребенке родитель видит качества, которые присущи ему самому, но которые он не желает признавать (агрессивность, повышенная импульсивность, негативизм, ригидность и т.д.) Механизм психологической защиты приводит к тому, что родитель вместо того, чтобы изживать это качество у себя, начинает бороться с ним у ребенка. • Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Вопрос о воспитании ребенка становится предметом скандалов и разборок между родителями, конфликтующие стороны получают возможность открыто конфликтовать и выражать неудовольствие друг другом. • Предпочтение мужских или женских качеств. Отношение родителя к ребенку может формироваться не на основе психологических особенностей ребенка, а на ожидании от него качеств, присущих мужскому или женскому полу. Проведенное нами исследование влияния родительского поведения на формирование агрессии подростков выявило, что в 35% случаев диагностировано нарушение семейного воспитания, при этом в 78% этих семей воспитываются агрессивные подростки. Анализируя наиболее распространенные отклонения в семейном воспитании, мы пришли к выводу, что в семьях агрессивных подростков они в основном связаны с потворствующей и доминирующей гиперпротекцией (соответственно 18% и 33%), повышенной моральной ответственностью (22%), эмоциональным отвержением (17%), гипопротекцией (17%). Были выявлены наиболее частые причины нарушений детско-родительских отношений в семьях с агрессивными подростками: • Неустойчивость стиля воспитания • Вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания подростков • Предпочтение родителями мужских качеств в подростке. Важно отметить, что тип семейного воспитания и пол воспитывающегося в семье ребенка взаимосвязаны. Такой тип семейного воспитания, как эмоциональное отвержение, в 67% из зарегистрированных случаев присущ семьям с агрессивными юношами, и только в 33% - семьям с девушками. Было установлено, что в 75% семей с агрессивными девочками-подростками родители прибегают к гиперпротекции, в 60% - к чрезмерности санкций и в 60% – к чрезмерности запретов. 65% семей с агрессивными мальчиками–подростками прибегают к гипопротекции и в 50% случаев – к игнорированию потребностей подростка. Таким образом, в семьях по отношению к агрессивным юношам со стороны родителей более выражено игнорирование как эмоциональное, так и бытовое, а к агрессивным девушкам – гиперопека и повышенная требовательность. Работа школьных психологов и педагогов по нивелированию агрессии подростков направлена, как правило, на самих учащихся и представлена различными формами: индивидуальной терапией, практическими занятиями (рисование, физические упражнения, релаксация и т.д.), групповыми упражнениями для снятия напряжения, повышения взаимодоверия в ученической среде, развитию навыков сотрудничества и т.п. Эти упражнения могут использоваться как отдельно, так и как часть тренинговой программы. Для подростков разработаны и рекомендуются тренинговые программы по управлению своим гневом, по формированию навыков общения, по развитию эмпатических способностей школьников. Целесообразность той или иной коррекционной программы по социализации агрессии подростков исходит из понимания конкретных причин агрессивного поведения. Если школьным психологом выявлено нарушение стиля семейного воспитания в семье школьника, работа по социализации агрессии должна включать в себя практические меры по созданию благоприятной обстановки в семье. Школьному психологу и педагогам необходимо выяснить, какие потребности ребенка не удовлетворяются в семье; является ли агрессия семейной ценностью, основной моделью поведения и взаимоотношений домочадцев; поощряются ли акты агрессии ребенка родителями; насколько широк поведенческий репертуар ребенка и присутствуют ли в нем неагрессивные модели поведения. Работа с родителями по социализации агрессии подростков строится на основе диагностического материала, полученного школьным психологом, наблюдений за подростком социальным педагогом, учителями, классным руководителем. Предлагаем несколько форм работы: • беседы о возрастных, характерологических особенностях подростков, • родительский клуб «Мой любимый подросток», • тренинг по установлению конструктивных детско-родительских отношений, • дискуссионный клуб «Плюсы и минусы гнева», • встречи с сотрудниками правоохранительных органов, специалистами по работе с подростками, • родительская почта «Вы писали – мы отвечаем» (создание возможности для родителей задавать свои вопросы психологам и педагогам в письменном виде). И, безусловно, родители и учащиеся должны владеть информацией о телефонах доверия, психологических и правовых центрах, оказывающих помощь в экстренных случаях. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, работая с агрессивными подростками и их родителями, каждому педагогу и психологу необходимо задать себе вопрос, насколько он сам обладает теми жизненными ценностями и идеалами, которые он несет в процессе своей работы.
Список использованной литературы: 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер, 1998. 2. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург: Евразия, 2000. 3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:Генезис, 1997. 4. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М.:Романов, 2001. 5. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997
|