ГОУ ВПО Амурская Государственная Медицинская Академия, (г. Благовещенск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2007. – 273 с.
Скачать сборник целиком
Артериальная гипертония (АГ) в Российской Федерации, как и во всем мире, остается одной из самых актуальных медицинских проблем, являясь значимой причиной инвалидизации и смертности лиц трудоспособного возраста [5]. По данным эпидемиологического исследования С. А. Шальновой (2006) установлено, что в нашей стране распространенность заболевания среди взрослого населения составляет 39,5 %, среди женщин - 40,4 %, среди мужчин -37,2 %. Положение усугубляется тем, что осведомлены о наличии у них заболевания 80,3 % женщин и 75 % мужчин, при этом эффективно лечатся только 22,5 % женщин и 20,5 % мужчин. Многочисленными исследованиями, изучавшими вопросы причин неадекватного контроля АГ в реальной практике, показано, что основным препятствием к повышению качества медицинской помощи является низкая приверженность пациентов к выполнению врачебных назначений [1]. Научные исследования последних лет, направленные на изучение факторов повышения приверженности больных к выполнению врачебных назначений, показали, что одним из основных методов является обучение пациентов с АГ в школах здоровья [3]. Данные литературы свидетельствуют об ухудшении качества жизни у пациентов с АГ [2]. В этой связи представляется актуальной проблема изучения влияния обучения пациентов с АГ на качество жизни у данных больных, так как этот показатель оценивает не состояние и функцию органов-мишеней, а то, как пациент переносит заболевание [4].
Целью нашего исследования явилось изучение влияния обучения больных артериальной гипертонией (АГ) в школе здоровья на основные параметры качества жизни у данных больных. В исследование включены 60 пациентов с АГ в возрасте от 46 до 60 лет, проходивших курс стационарного лечения в кардиологическом отделении МУЗ ГКБ № 1 г. Благовещенска. Из них 21 (35 %) больных со II стадией, 39 (65 %) с III стадией АГ с учетом рекомендаций ВОЗ-МОАГ (2003), Национальных рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии (ВНОК, 2004). Длительность заболевания в среднем составила 9,7 ± 1,2 лет. По половому признаку преобладали женщины 47 (78,3 %), мужчин было 13 (21,7 %). Среди обследуемых 18 больных (30 %) имели избыточную массу тела. Низкая физическая активность регистрировалась у 15 (25 %) пациентов. Курили 17 (28,3 %) больных. Повышение уровня общего холестерина и триглицеридов наблюдалось у 24 (40 %) и 19 (31,7 %) пациентов соответственно. Все больные были разделены на две группы. Первую группу (основную) составили 35 пациентов, обучавшихся в школе здоровья, вторая группа (контрольная) была сформирована из 25 больных, находившихся на стационарном лечении, но не обучавшихся. Для сравнения качества жизни больных АГ с условной «нормой», кроме его исследования у пациентов основной и контрольной групп, нами было проведено анкетирование 10 лиц с нормальными цифрами артериального давления. Занятия проводились по определенным темам, согласно информационно-методического пособия для врачей «Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией» под редакцией Р. Г. Оганова (М., 2002). Для оценки основных параметров качества жизни применялся один из наиболее популярных общих опросников MOS-SF-36. Тестирование проводилось в начале и после окончания школы здоровья. Результаты исследования показали, что до обучения больных с АГ в школе здоровья качество жизни основной и контрольной групп по всем шкалам не отличалось, но было значительно хуже, чем у здоровых лиц, за исключением шкал боли и общего здоровья. При повторном анкетировании отмечалось улучшение большинства параметров качества жизни. Показатели физической активности основной и контрольной групп составили (46,9 ± 1,6 и 42,4 ± 1,32 соответственно), шкала роли физических проблем в ограничении жизнедеятельности (48,21 ± 2,7 и 46,1 ± 1,72 соответственно), жизнеспособность (38,9 ± 1,3 и 37,4 ± 1,5 соответственно). Значительно улучшились показатели шкал социальной активности (53,9 ± 2,7 и 49,8 ± 1,2 соответственно), роли эмоциональных проблем (50,2 ± 1,8 и 46,4 ± 2,1 соответственно) и психического здоровья (54,9 ± 2,3и 51,2 ± 1,7 соответственно).
Таким образом, обучающие программы имеют высокую значимость в улучшении субъективного восприятия больными состояния своего здоровья, что наиболее существенно отражается на психоэмоциональной сфере и социальной активности пациентов с АГ. С целью адекватного контроля артериального давления, повышения качества жизни, прогноза заболевания у данных больных целесообразно в комплексную программу лечения пациентов с АГ, наряду с адекватной гипотензивной терапией, включать обучение больных в школе здоровья.
Список литературы:
1. Бакшеев В.И., Коломоец Н.М., Данилов Ю.А. Обучение пациентов с артериальной гипертонией. Состояние проблемы и перспективы. Клин. мед. 2005; 2: 55-61.
2. Гурылева М.Э., Журавлева М.В., Алеева Г.Н. Критерии качества жизни в медицине и кардиологии. РМЖ 2006; 14(10): 761-763.
3. Калинина А.М., Оганов Р.Г., Небиеридзе Д.В. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии - программа НОКТЮРН. Кардиоваск. тер. и профилактика 2006; 5(3): 5-14.
4. Оганов Р.Г., Галкин В.А., Масленникова Г.Я. Артериальная гипертония - проблема поликлиническая. Тер. архив 2006; 1: 6-9.
5. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний - основа улучшения демографической ситуации в России. Кардиоваск. тер. и профилакт. 2005; 3(1): 4-9.
|