Иркутский государственный медицинский университет.
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Многие недостатки традиционного обучения студентов являются следствием слабой психолого-педагогической подготовки преподавателей медицинских вузов. Они связаны с рядом методологических недоработок в развитии философских, психологических и педагогических проблем личности. Конечная цель в системе подготовки преподавателей состоит в интеграции психолого-педагогических и специальных медицинских знаний и воплощении их в практику подготовки будущего врача, формирование профессионально-деятельного сознания, создания основ психолого-педагогической компетентности.
До последнего времени было не преодолено широко распространенное мнение, что в системе медицинского образования преподавателю не требуется специальной психолого-педагогической подготовки.
Педагогический процесс в медицинском вузе состоит из модулей психолого-педагогического содержания, таких как философия, методология высшего медицинского образования, управление процессом усвоения, современная организация педагогического процесса, психология с элементами психотерапии, педагогическое общение, педагогическое мастерство.
Философия образования разработана с учетом современных тенденций развития наук о человеке и утверждения гуманитарной парадигмы, в рамках которой человек рассматривается как неповторимая уникальная личность, устремленная к смыслу, к ценностям, творческая, духовно-свободная и ответственная. В рамках данного подхода возможно научное понимание проблем деонтологии.
Управление процессом усвоения – это умение проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом закономерностей процесса усвоения, теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, определения целей обучения, планирования содержание обучения, умения выстраивать схемы ориентировочной основы действий диагностики, лечения, профилактики и др. стоматологических заболеваний, а также использовать психолого-педагогические принципы разработки задач и включать понятие «существенного» и «несущественного» в условиях задачи.
Научиться оценивать методологические разработки и модели обучения в соответствии с закономерностями процесса усвоения. Умение обосновать каждый фрагмент структуры методических указаний и овладеть методикой эффективного использования их в учебном процессе.
И, наконец, создание методических указаний в соответствии с требованиями управляемого усвоения новых знаний и умений на всех этапах учебной деятельности студентов.
Современная организация педагогического процесса в медицинском вузе должна строиться на основе следующих современных психолого-педагогических принципов обучения:
-ставить цели и добиваться принятия их студентами;
-отбирать и структурировать содержание обучения в соответствии с различными целями и этапом обучения;
-выбирать метод и средство ведения занятий в зависимости от цели, темы, курса, группы.
Проведение занятия может осуществляться методами:
-группового решения задач;
-ситуационно-ролевой игры;
-групповой дискуссии;
-коллективно мыслительной деятельности.
Педагогическое общение, слагается из умения:
1. Создавать на занятиях атмосферу, благоприятствующую личностному росту студента.
2.Выявлять индивидуальные возможности и потребности студентов.
3.Использовать обратную связь в процессе обучения.
4.Активизировать творческие возможности студента в процессе обучения.
Педагогическое мастерство – это индивидуальный стиль деятельности преподавателя, возможность самооценки и коррекции, как показателя личностного роста преподавателя. Преподаватель должен уметь становиться на точку зрения студента и предвидеть возможные трудности и ошибки в учебной деятельности, уметь объяснить не только свои, но и действия студентов в той или иной ситуации, устанавливать обратную связь, организовывать учебную деятельность с учетом групповых процессов. Он должен владеть техникой предотвращения и разрешения конфликтов со студентом и пациентом, осуществлять психодиагностику и коррекцию неадекватного поведения.
Для творческой педагогической деятельности необходима всесторонняя образованность, высокие моральные качества, способность к анализу и самоанализу, знание основных направлений психологии личности и психотерапии.
Ввиду этого актуальной задачей для преподавателей высшей медицинской школы является систематическое повышение квалификации и мастерства на кафедрах ФПК.
Первичная психолого-педагогическая и методологическая подготовка преподавателей высшей медицинской школы (педагогическая интернатура) должна быть введена как недостающее звено в системе непрерывной подготовки преподавателей, особенно это, касается молодых начинающих преподавателей. Этот социальный заказ общества должен выполняться, так как конечная цель – подготовка специалиста – врача, как личности, устремленной к смыслу и ценностям – здоровья нашего общества.
|