Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ВОСПИТАННИКОВ ЗИТ

Печать E-mail
Автор Киселёва М.А, Карина О.В.   
10.09.2009 г.
Балашовский филиал Саратовского государственного университет им. Н. Г. Чернышевского

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (17 мб)

 

Разработанная нами программа тренинга «Успешность социально-психологических взаимодействий» ориентирована на оптимизацию успешности социально-психологических взаимодействий личности в изменяющемся социокультурном пространстве.
Главная цель тренинга – оказание  психологического содействия воспитанникам заведений интернатного типа в развитии личностного потенциала успешности в информационо-действенном пространстве социальных отношений.
К основным задачам тренинга «Успешность социально-психологических взаимодействий» были отнесены: стимуляция процесса самопринятия, как средства повышения нормативной успешности социально-психологических взаимодействий у воспитанников заведений интернатного типа; преодоление психологических блокировок и внутренних конфликтов, вызванных  обостренным переживанием маргинальности; интеграция нового личностного опыта  в социальную среду взаимодействий, способствующую порождению нормативных ценностно-смысловых образований.
Для достижения выдвинутых задач разработан комплекс занятий, направленных на: осознание травмирующего опыта личности; гармонизацию процесса самопринятия, самовыражения личности; дифференцирование целей социального взаимодействия и построение успешных и социально значимых конструктов поведения; освоение способов психорегуляции, снятия нервного напряжения, улучшения функционального состояния; обретение ответственности за процесс и результат социально-психологических взаимодействий; нивелирование контура квази-успешности в социальных взаимодействиях; анализ жизненного и семейного контекста существующих проблем.
Решение проблемы стимуляции успешности социально-психологических взаимодействий воспитанников ЗИТ нам видится в русле гуманистического подхода, раскрывающего наиболее эффективные условия  взаимоотношений в системе «человек – общество». Именно в понятийных конструкциях гуманистического подхода концептуализируются как, традиционные, так и современные психопрактики, приближающие личность к повседневному успешному жизненному и творческому опыту; оптимизирующие жизненные стратегии и стимулирующие резервы успешности социально – психологических отношений каждого субъекта взаимодействий.
В программе тренинга были использованы методы клиент – центрованной терапии К. Роджерса, позволяющие быстро и оптимально включить участников тренинга в совместную деятельность, установить позитивный контакт с группой. Включение техник арттерапии позволяет активизировать у участников тренинга процессы принятия себя как самоценной личности, повысить самооценку, нивелировать негативные состояния личности. Материалы тренинга развития жизненных целей (под ред. Е.Г. Трошихиной), метафорического тренинга (И.В. Вачкова) и  тренинга уверенности в межличностных отношениях (В.Г. Ромека) способствовали конструированию отдельных частей занятий разрабатываемой программы. Тренинговые упражнения, направленные на оптимизацию успешности социально – психологических взаимодействий подростков основывались на авторских разработках.
В рамках данной статьи мы приводим одно из занятий тренинга, завершающее программный блок мероприятий.
Тема: «Успешность личности»
1. Информация для ведущего
Цель занятия: формирование представлений о внешних и внутренних критериях успешности; развитие способности построения собственной эффективной модели взаимодействия с социумом.
Теоретические основы занятия:
Понятие «успешность» в современной психологической практике чаще всего применятся к различны видам деятельности, рассматриваются факторы достижения успеха и анализируются основные причины, деструктивно влияющие на успешность личности. Психологический аспект проблемы  успешности личности рассматривается в работах: Н.А. Гульяновой, М.А. Киселевой, К. Левина, Д. Мак-Клелланда, Е.А. О.Н.Родиной, Серебряковой, Ф. Хоппе, Г.Н. Щукиной и др.
Смежные данному феномену понятия представлены в исследованиях Л.В. Бороздиной, А.К. Толмасовой (исследование уровня притязаний), В.Ф. Петренко и Е.В. Лыбина (анализ восприятия образа успешного человека), Г.В. Трубецкой и А.С. Спиваковской (феномен страха успеха), Н.Н. Никитиной (взаимосвязь культуры и успех личности) и др.
Исследования феномена успешности личности в научных источниках позволяет предположить, что в терминологическом аппарате нет четкой характеристики критериев феномена. Это в свою очередь ведет к подмене понятий успех и успешность личности. Успех, понятие более локальное, нежели успешность и отличительной чертой последней будет являться наличие у личности эффективных способов, обеспечивающих высокий результат в процессе достижения целей (Л.А. Мальц, А.М Федосеева.). Осознание пути достижения успешности находится в пласте смыслополагания, осознанного ценностного выбора личности. Построение успешного социально – психологического взаимодействия личности опосредованно влиянием двух групп факторов: объективных и субъективных.  Объективные факторы - это социальные требования, нормы и ограничения, предъявляемые социумом.  Субъективные факторы – это личностные свойствам и особенности самой личности.
Немаловажным аспектом в анализе данного феномена являются внешние и внутренние критерии успешности личности, под которыми понимаются высокое качество жизни, внутреннее ощущение значимости, удовлетворенность и другие признаки. Абрахам Маслоу, исследуя критерии успешности, выдвинут восемь основных положений, составляющих на его взгляд образ  успешной личности: 
- эффективность  в принятии решений;
- полная отдача собственных сил для реализации целей;
- собственная личностная позиция;
- ответственность за свои поступки;
- умение высказывать мнение, отличное от большинства публично;
- честность перед собой;
- наличие глубоких эмоциональных переживаний;
- построение и поддержание длительных контактов с другими людьми.
Таким образом, успешность это динамическое явление целостного процесса развернутого во времени, основанное на особой внутренней деятельности смыслополагания личности. Эффективность любого вида деятельности характеризует полная двусторонняя реализация целей субъектов контактирования, где результативный фон имеет социально-значимый  аспект.
Вступительное слово ведущего:
Подумайте, в чем основные отличия состояний: удачи, успеха, успешности  и счастья?
Удача – как правило, не ваша заслуга. Она не зависит от ваших целенаправленных усилий в плане достижений чего - либо. Удачу сравнивают с неожиданным подарком, свалившимся на голову человеку. Предугадать и запланировать удачу не возможно. Хотя чаще всего везет тем, кто знает, где и в какое время надо находиться, то есть людям успешным.
Успех  всегда зависит от вас, от ваших активных систематических действий. Вы знали, что хотели, вы сделали, что было нужно, и как следствие ваших усилий вы достигли желаемого. Успех состояние более надежное, чем удача. Его, возможно, прогнозировать, варьируя средства достижения поставленной цели.
Успешность, как более широкое состояние может быть длительным.   Если  отличительной чертой успешности   является достижение того, чего вы добивались, то счастья – желание того чего вы добились. Как часто долгожданная цель, теряет для нас свою привлекательность, когда становится для нас легко достижимой. Потому счастье состояние кратковременное, мы ставим новые цели, анализируем или игнорируем  ошибки  и идем дальше. 
Все эти состояния, не смотря на специфику различий, плавно соприкасаются между собой. Сфера эмоционального принятия данных состояний человеком тоже различна: удачливым быть приятно, успешным престижно, а счастливым быть необходимо, чтобы жизнь не показалась чередой пустых и пасмурных дней, расцвеченных лишь эпизодами  достигнутого и такого масштабно ненужного. Человек обесценивает поставленные цели,  если не получает удовлетворения от полученного.
Таким образом,  на пути к успешному взаимодействию важно реально оценить свои особенности и возможности, выделить главные устремления. Разрабатывая детализированный план своих действий, обозначая промежуточные этапы движения необходимо осознавать уникальность собственной личности и право на признание нас таковым другими.
Содержание занятия:
А) Вводная часть занятия
Ритуал встречи:  группа выполняет приветственное действие. Все садятся в круг, берутся за руки и сначала поочередно, а затем хором произносят: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
1.Упражнение «Бегущие огни».
Цель: концентрация внимания на других участниках и своевременном выполнении  общего задания.
Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений побежит по кругу. Это задание необходимо выполнять с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит первого участника, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, второго участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится. Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем  очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее. Остановить игру можно, когда членам группы придется повторять по пять-шесть дополнений к первоначальной фразе.
Вопросы для обсуждения: Легко ли тебе  было запомнить и передавать все задания соседу? Испытывал ли ты какие-то трудности при выполнении упражнения?
Рефлексия прошлого занятия: группа садится в круг, и все желающие по очереди рассказывают  о своем отношении к предыдущему занятию,  возникало ли желание продолжить встречи или пропустить занятие? Почему? С каким настроением пришли на данное  занятие?
Б) Основная часть занятия
2.Упражнение «Нарисуй успех»
Цель:  определение границ понимания сущности феномена успех.
Необходимое время: 20 минут.
Вспомогательные материалы: листы бумаги и карандаши.
Процедура проведения. Подумай в форме чего, тебе было бы проще всего представить успех человека? Что это могло бы быть? Перед тобой лист бумаги изобрази  в произвольном виде свои размышления.  После завершения дети просматривают рисунки друг друга.
Вопросы для обсуждения: Почему ты нарисовал именно этот предмет? Как ты считаешь, почему рисунки получились разными? Почему масштаб нарисованного успеха везде различен?
3.Упражнение «Внешние  и внутренние показатели успеха»
Цель: определение внешних  и внутренних факторов успешности личности.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Участникам предлагается на доске по очереди написать признаки успешного человека. Затем члены группы обсуждают, какие признаки внешнего успеха, а какие можно отнести к внутренним проявлениям успешности (критерий внутреннего проявления успеха будет являться ощущение удовлетворенности ситуацией, в которой пребывает субъект и счастья). Результаты обсуждают, и дети записывают на доске два столбика внешних и внутренних проявлений успешности.
Вопросы для обсуждения: Может ли быть так, что человек всеми признается успешным, а сам себя таковым не считает? Почему так бывает? Высокий социальный статус, рост доходов, свободный стиль жизни, что еще будет являться внешним проявлением успеха человека? Внутренняя удовлетворенность жизнью, осознание собственной значимости, что еще будет являться внутренним проявлением успешности? 
4.Упражнение «Доля успеха в твоей жизни»
Цель: определение качества собственных социально – психологических взаимодействий личности.
Необходимое время: 15минут.
Вспомогательные материалы: Мячи разного цвета и объема.
Процедура проведения. Участникам предлагают разноцветные мячи большие, малые и средние по размеру. Ведущий характеризует каждый цвет, например, желтый – общение, красный – учебная деятельность, синий – досуг. Затем членам группы предлагают выбрать свой мяч, который будет соответствовать той доли успеха, который есть в его жизни. Результату обсуждаются группой.
Вопросы для обсуждения: Почему ты выбрал мяч такого цвета? Что тебе помогает достичь успеха в жизни? Почему мяч такого размера? Что мешает тебе достичь успеха?
5.Упражнение «Солнышко»
Цель: осознание факторов, оказывающих активизирующее влияние на успешность личности.
Необходимое время: 10 минут.
Вспомогательные материалы: листы бумаги и карандаш.
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Перед вами на листе бумаги изображено солнышко с расходящимися лучами. Представьте себе, что солнышко это вы, а лучики, то, что позволит вам достичь успеха в жизни. Напишите на лучиках, что будет являться вам помощью в этом. Результаты обсуждаются всей группой».
Вопросы для обсуждения: На что и на кого ты можешь рассчитывать в своей жизни? Что есть у тебя уже сейчас для достижения успеха? Чего бы ты хотел иметь для достижения успеха? Какую роль играет в становлении твоего успеха ты сам, а какую нечто другое?
6.Упражнение «Тучка»
 Цель: осознание негативных факторов, мешающих им достичь успеха.
Необходимое время: 10 минут.
Вспомогательные материалы: листы бумаги и карандаш.
Процедура проведения. На листе бумаги изображена тучка. Представьте, тучка это вы когда вас постигла неудача. Нарисуйте капельки дождя и подпишите каждую капельку той причиной, которая возможно мешает достигать вам успеха. Значительные, на ваш взгляд, промахи изобразите большими капельками, а мелкие, маленькими. Результаты обсуждаются группой.
Вопросы для обсуждения: Какие причины наиболее часто встречаются в ваших рисунках? Что вы отнесли к большим промахам, вызывающим неудачи? Что на ваш взгляд является незначительной причиной?
В) Заключительная часть занятия
7.Упражнение «Весы удовлетворенности»
Цель: осознание значимости проведенного тренинга, закрепление позитивного результата.
Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения. Участникам предлагается закрыть глаза и представить, что их руки – это чаши весов, на одной из которых находится их полная удовлетворенность занятием, а на другой – абсолютная неудовлетворенность. Нужно подобрать такое положение «весов», которое отражало бы соотношение удовлетворенной и неудовлетворенной части личности участников. Когда все участники подберут это положение, ведущий предлагает им открыть глаза, внимательно посмотреть на чаши весов участников и сделать вывод об эффективности данного занятия.
Вопросы для обсуждения: Что больше всего вам понравилось на занятии? Что более заполнилось в процессе проведения всего блока занятий? Когда вам было наиболее трудно выполнить задание? Когда задание не вызывало особых трудностей? Что бы вы хотели бы пожелать себе и присутствующим на занятии?
Рефлексия занятия: группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о занятии, отмечают особенно понравившиеся моменты, вносят пожелание в проведение последующих занятий.
Таким образом, освященное нами занятие, представляет собой одно из звеньев целостной программы тренинга, имеющего в своей основе гуманистический подход. Широкий набор методических приемов и техник, использованных в рамках разработанной программы, способствует психологическому содействию построению успешных социально-психологических взаимодействий воспитанников ЗИТ.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99