Омский государственный технический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
В период обучения в техническом вузе студенты стремятся расширить границы своих возможностей на занятиях по физическому воспитанию, участвуя в спортивных соревнованиях по легкой атлетике. Это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания студента.
Физическая культура в вузе – это соревновательная деятельность и требует специальной подготовки к ней. При этом формируются определенные качества личности занимающегося, как стремление к победе, достижение высоких спортивных результатов, мобилизации физических, психических и нравственных качеств. Но уровень притязаний студента должен быть адекватным его реальным возможностям.
Занятия избранным видом спорта предполагают овладение теоретическим и практическим материалом, который состоит из двух подразделений: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, второй – помогает приобрести опыт практики.
Как показал практический опыт все начинающие студенты определенные на специализацию по легкой атлетике имеют некоторый опыт бега, но бег на дистанции 100 м в техническом отношении значительно отличается от техники обычного бега. Поэтому в процессе занятий со студентами большее внимание уделяется обучению, чем совершенствованию. В этом плане подготовка студентов наиболее эффективна в секционных занятиях вуза, вне сетки учебных занятий, где этап обучения может сократиться, и причем значительно, в зависимости от индивидуальных способностей студента.
Бег на короткие дистанции – важнейшее из легкоатлетических упражнений. В достижении высоких спортивных результатов в беге огромную роль играет техника. Основным элементом техники, обеспечивающим продвижение бегуна вперед является эффективный задний толчок – его сила и правильное направление. Важным элементом техники являются: правильная постановка стопы на землю, определенное положение туловища, выполнение элементов техники при умении бежать свободно, непринужденно. Все это обеспечивает высокую скорость бега.
Учитывая вышесказанное, был проведен педагогический эксперимент со студентами первого курса технического университета, на секционных занятиях по легкой атлетике. Для экспериментальной группы был разработан тренировочный план с учетом подобранных некоторых специальных подготовленных упражнений, которые использовались на протяжении всего учебного года.
1. Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой. Стремиться к четкому проталкиванию с максимальным выпрямлением голеностопного сустава.
2. Бег отталкиваясь стопой с одновременным быстрым выдергиванием согнутой маховой ноги вперед-вверх.
3. Бег высоко поднимая колени на месте и с продвижением вперед. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работы рук и дыханием.
4. Бег с захлестыванием голени при опущенном бедре на месте и с продвижением вперед.
5. Бег прыжками с ноги на ногу. Стремиться полностью выпрямить толчковую ногу, а маховую сильно сгибать в колене.
6. Беговые движения руками в сочетании с правильным дыханием.
7. Пробегание 30-40 м с ускорением и последующим бег по инерции.
8. Бег по прямой 60-80-100 м с изменением темпа бега по дистанции.
Особое внимание уделялось укреплению мышц задней поверхности бедра и общей физической подготовке, с акцентом на недостающие качества студентов.
Таким образом, применяемая методика со специальной направленностью занятий с первокурсниками, в тренировках в беге на 100 м, оказались наиболее эффективной, по сравнению с общепринятой. В беге на 100 м результаты студента экспериментальной группы отличались уже не на десятые доли, а на целые секунды. Значительное улучшение личных результатов способствовало положительному настрою занимающихся, что выразилось отличной успеваемости студентов и более высокой посещаемости занятий.
Можно отметить, что спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательный соревновательный элемент и при этом спортсмен всегда может сравнить свои достижения в физическом совершенствовании в техники бега с другими участниками в очных соревнованиях по физическому воспитанию, их занятия направлены только на личностные совершенствования.
|