Бирский государственный педагогический институт
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Полевая практика на факультете биологии и химии является обязательным видом учебной деятельности студентов. Она предусматривается учебными планами и проводится после завершения лекционно-лабораторного периода работы: на агробиостанции института, во время загородных экскурсий с последующей обработкой собранного материала в лабораториях кафедры, и играет важную роль в подготовке учителя биологии.
По ботанике полевая практика проводится на 1 и 2 курсе, основная часть летом; в другие времена года организуются экскурсии в природу для изучения сезонных явлений и видового состава флоры. Учебно-полевая практика по анатомии и морфологии растений на 1 курсе посвещена общему знакомству с разнообразием растений, особенностями их распространения и приспособлениями к произрастанию в различных условиях среды.
Студенты знакомятся с отдельными видами и группами растений, получая конкретные представления: об отличительных признаках видов, родов, семейств; об основных жизненных формах и экологических группах; об онтогенезе, возрастных и сезонных изменениях, морфологической и анатомической структуре растений; о способах размножения и расселения растений, распределении их в зависимости от экологических условий.
В процессе практики студенты учатся гербаризировать растения и определять их, проводить фенологические наблюдения, делать биоморфологический анализ. Для примера приводим разработку темы "Весенние рано и поздноцветущие растения", которая изучается в течение 2-3 занятий весенней полевой практики.
Тема. Весенние рано и поздноцветущие растения
Задача: познакомиться с биологическими особенностями растений, цветущих рано и поздно весной.
Задания:
1. Охарактеризовать экологические условия жизни весенних цветущих растений.
2. Выявить общие черты в строении ранневесенних растений.
3. Ознакомиться с видовым разнообразием деревьев и кустарников, цветение которых падает на ранную весну. Зафиксировать сроки пробуждения растений, сокодвижение, набухания почек, начало вегетации, начала и конца цветения. Составить список данных растений, указав точное название, условия обитания, типы соцветий и строение цветков, способ опыления, время цветения, созревания и рассеивания плодов и семян, способ их распространения. Провести фенологические наблюдения за 2-3 видами. Сделать гербарий веток цветущих древесных растений.
4. Собрать, определить и загербарезировать рано и поздноцветущие травянистые растения, составить общий список с точным указанием названийи кратким описанием каждого вида (особенности местообитания, морфологии, биологии цветения: способ опыления, приспособления цветка к опылению, опылители и т.д.).
5. Пронаблюдать у раноцветущих растений различные приспособления для перекрестного опыления, явления гетеростилии, клейстогамии.
6. Выписать весенние рано и поздноцветущие растения, внесенные в Красную книгу Башкирии.
7. Дать полный морфологический анализ одному цветущему древесному растению и одному эфемероиду.
Полевая практика на первом курсе готовит студентов к работе по систематике растений: они практически знакомятся с некоторыми систематическими единицами (семейство, род, вид), связывая с каждой из них конкретное представление об определенных растениях и о соответствующих комплексах их отличительных признаков.