Читинская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Выбор профессии – сложный этап в жизни школьника. Он связан с развитием личности, с психологическими наклонностями человека, которые обязательно должны учитываться. Вопрос выбора профессии встает довольно рано, когда еще отсутствует жизненный опыт. Подростки не всегда могут учесть различные аспекты в выборе специальности, что очень часто приводит к ошибкам в профессиональном самоопределении, а в дальнейшем может стать причиной неудовлетворенности своей профессией и ухода из нее на различных этапах, в том числе в период обучения в ВУЗе. Известно, что врачебные специальности занимают особое место в выборе, поскольку требуют огромной самоотдачи, милосердия, чуткости, доброты и высокого профессионализма. Работа врача зачастую связана с необходимостью быть твердым, смелым, решительным, ответственным за свои действия. Поэтому профориентацию и подбор поступающих в медицинские ВУЗы следует начинать со школьной скамьи, то есть с ребятами психологически подвижными в выборе своей дороги будущего. И нам, педагогам, предоставлена возможность воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу личности, способствуя формированию профессинально значимых качеств специалистов. В нашей академии проводится большая довузовская подготовка. Подготовка для поступления в ЧГМА школьников и молодежи г. Читы и районов области ведется по следующим направлениям: очные двухгодичные подготовительные курсы, очно-заочные курсы для районов области, очные семимесячные подготовительные курсы, очные трехмесячные курсы, очные трехнедельные курсы, а с 2003 года открыты трехнедельные курсы для поступающих на факультет Высшего сестринского образования. Очные двухгодичные подготовительные курсы проводятся в школах города, в классах химико-биологического направления. На базе медицинской академии они занимаются один раз в неделю в течение двух часов. Изучение биологии ведется по специальной программе, разработанной преподавателями кафедры. Программа предусматривает углубленное изучение всех разделов биологии: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. В первый год обучения (10 класс) изучают ботанику и зоологию. Делается особый акцент на вопросы, которые в дальнейшем изучаются в медицинской академии. Так в разделе ботаники особое внимание уделяется лекарственным и ядовитым растениям, а также микроорганизмам, которые вызывают заболевания у человека. В разделе зоологии углубленно рассматривают вопросы паразитологии: паразитические формы простейших, плоских и круглых червей, членистоногих – переносчиков и возбудителей заболеваний человека. В десятом классе проводится переводной экзамен по всему пройденному материалу. Во второй год обучения (11 класс) учащиеся подробно изучают анатомию и физиологию человека и общую биологию.
В каждой теме раздела анатомия и физиология человека более детально рассматриваются вопросы гигиены и оказания первой медицинской помощи. В разделе «Генетика» курса общей биологии особое внимание уделяется решению задач, с помощью которых моделируются сложные генетические процессы. Для моделирования отобраны вопросы генетики, представляющие наибольший интерес для медицины: наследование патологических признаков у человека, наследование признаков, сцепленных с полом, наследование групп крови. В разделе «Экология» обращается внимание на экологические факторы, влияющие на здоровье человека. Обучение в этих классах заканчивается экзаменом на сертификат.
Подготовка и профессиональная ориентация проводится и в школах области, где также созданы классы химико- биологического профиля. За период с 1991 года по 2007 год по договору с ректоратом Читинской медицинской академии были открыты и работают 10 таких классов. Ректорат уделяет особое внимание открытию таких классов в отдаленных районах области, в которых предусмотрена выездная форма работы. В целях профориентации преподаватели кафедры проводят беседы с будущими абитуриентами о структуре медицинской академии и специфики обучения в ней.
Опыт работы в медицинских классах показывает, что ранний отбор, учащихся и своевременная профилизация, а также проведение занятий по профильным дисциплинам (биология и химия) решают не только вопросы набора, но и поиск своего контингента, осознанное поступление в медицинскую академию, ведь выбор профессии – это сложный и важный этап в жизни молодого человека. А выбор врачебной специальности занимает особое место, поскольку профессия врача требует большой самоотдачи, милосердия, чуткости и большой доброты. Мы стремимся создать такие условия, при которых абитуриенты либо сознательно откажутся от поступления в нашу академию, либо их стремление учиться станет более осознанным. Многие из учащихся, обучающихся в классах химико-биологического профиля, занимают первые и призовые места на городских областных и Всероссийских олимпиадах и зачисляются по итогам Всероссийских и областных олимпиад в ЧГМА. Отмечено, что процент поступления абитуриентов, обучающихся в классах химико-биологического профиля составляет 95 – 98%.
Студенты первого, второго курсов, ранее обучающиеся в классах этого профиля, показывают отличные и хорошие знания предметов. Они наиболее профориентированы, проявляют высокий стимул к хорошей и отличной учебе, являются лидерами в своих группах и оказывают благоприятное влияние на учебу всех остальных студентов.
Таким образом, многолетняя работа в специальных классах общеобразовательных учреждений г.Читы и области, показало, что направленное обучение школьников по предмету биология дает хорошие базовые знания и способствует профессиональной ориентации для поступающих в медицинскую академию.
|