Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ Е. М. ГЕДДА-А. Ф. МУШНИКОВОЙ

Печать E-mail
Автор Майданова С. Ю.   
10.09.2009 г.
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (17 мб)

 

Данное учебное заведение было открыто как частное в 1828 году в Санкт- Петербурге госпожой Тибо-Астафьевой под именем «Первоначальная школа детей обоего пола». В 1841 году от этой школы отделилось учебное заведение для девочек, которое в 1846 году получило права учебного заведения первого разряда. Данное учреждение в 1882 году было принято под покровительство Государыни Великой Княгини Екатерины Михайловны, а в 1883 году преобразовано в частную женскую гимназию. Таким образом, рассматриваемое образовательное учреждение прошло длительный путь от подготовительной частной школы до частной женской гимназии с правами правительственных гимназий Министерства Народного Просвещения и имело пять содержательниц: 1828 – 1870 гг. Тибо-Астафьева, 1870 – 1880 гг. Лосева, 1880 – 1881 гг. Кондратьева, 1881 -1912 гг. Е. М.  Гедда, 1912 – 1917 гг. А. Ф. Мушникова.
Цель открытия данного заведения заключалась в том, чтобы дать по возможности законченное образование и подготовить к поступлению в высшие женские специальные учебные заведения. Пользовалось правами гимназий Министерства Народного Просвещения на условии соответствия программ с 1883 года. Как необязательные предметы в гимназии преподавались английский язык, музыка и гимнастика. Полный учебный курс включал в себя 7 основных классов и один приготовительный. Учебный год длился с 1 сентября до конца мая. Девушки принимались в гимназию Геда, как и в большинство гимназий, приходящими, полупансионерками и пансионерками. При поступлении в школу с каждой воспитанницы требовалось заявление от родителей, метрическое свидетельство и свидетельство о привитии оспы (1883 г.) [1; Л. 3]. Возрастные рамки при приеме устанавливались следующие: в первый класс – 9-12 лет, во второй – 10-13 и т.д. Педагогический Совет имел право допускать исключения в возрасте воспитанниц по уважительным причинам.
Приемные экзамены проводились ежегодно, перед началом учебного года, но по решению Педагогического Совета допускался прием и в течение года. Однако в этом случае – на основании результатов экзаменов по всему пройденному материалу в том классе, в который девушка собиралась поступать, на день поступления. В приготовительный класс принимались без экзаменов. Для поступления в первый класс требовалось знание основных молитв, умение правильно и бегло читать по-русски и списывать с книги, производить четыре арифметических действия с числами до ста. Оплата обучения вносилась пополугодно вперед и в целом, превышала таковую в правительственных  школах соответствующего типа и уровня подготовки.
Ежедневно уроки начинались в основных классах  в 9 часов, в приготовительном классе – в 10 часов, и длились до 14-30 и 13-30 соответственно. Большая перемена с 11-50 до 12-45 посвящалась завтраку, гимнастике (30 мин.) и играм. Полупансионерки, завтракая и обедая в гимназии, отпускались домой в восемь часов вечера. Пансионерки могли уйти домой после уроков в выходные и праздничные дни, явившись в гимназию в  день занятий к 8-30 или накануне не позже 20 часов.
С 1884/85 учебного года в числе основных классов был открыт и 8-й, педагогический, для желающих приобрести права на звание домашних наставниц и учительниц. Успешное окончание седьмого и восьмого классов давало выпускнице диплом домашней наставницы, равносильный диплому Женских Педагогических Курсов. В восьмой класс принимались без экзаменов ученицы женских гимназий, получивших одобрительный аттестат об окончании общего курса и других правительственных учебных заведений, соответствующих по учебному курсу женским гимназиям Министерства Народного Просвещения [1; Л. 5].
В 1890 году была открыта бесплатная приготовительная школа с двухлетним курсом обучения, в которой проходили педагогическую практику ученицы восьмого класса гимназии [2; Л. 2]. Таким образом, с учетом приготовительной школы, гимназия Гедда представляла собой своеобразный образовательный комплекс «приготовительная школа - средняя школа - начальная профессиональная школа», что обеспечивало хороший уровень предметной и педагогической подготовки.
Особое внимание в гимназии уделялось обеспечению гигиенической организации учебного процесса. Для гимнастических занятий учащиеся делились на две группы, каждая из которых имела свою преподавательницу. Гимнастика велась «школьная, без приспособлений», т.е. без гимнастических снарядов. Медицинский осмотр учениц проводился в начале учебного года и при необходимости – в середине; доктор мог освободить от гимнастики по состоянию здоровья. Классная мебель соответствовала гигиеническим требованиям: скамейки и классные столы имели возможность регуляции высоты сидения и столешницы; конструкция спинки скамьи оберегала позвоночник воспитанниц от искривления (3 положения по росту). В начале учебного года спинки, скамьи и столы устанавливались по росту каждой ученицы. Столешница столов была покатой, имелась выдвижная доска. Для освещения классных комнат использовался рассеянный свет, создаваемый достаточным количеством ламп с перевернутыми абажурами. Это обеспечивало ровность светового потока, без теней от предметов и без бьющего в глаза света, что предотвращало ухудшение зрения воспитанниц. С целью улучшения отражающего эффекта, обои и потолки в классах, а также внутренние стороны абажуров обязательно должны были быть белыми [2; Л. 4 – 4об]. Во время урока на столах учениц находились только те книги, которые были необходимы для каждого конкретного урока. Сумки воспитанниц располагались в специально приготовленных местах – на стойке или у классного шкафа. Таким образом, списывание и посторонние занятия становились невозможными. Корзинки с завтраками, принесенные из дома, помещались вне класса, на особо отведенных для этого полках.
В 1912 году начальница гимназии Е.М. Гедда по состоянию здоровья вынуждена была уволиться. С этого времени гимназия перешла в собственность штатной преподавательницы русского языка А.Ф. Мушниковой с сохранением названия «Частная женская гимназия Е.М. Гедда», хотя в более поздних архивных документах, описывающих жизнедеятельности данного образовательного учреждения оно именуется «Гимназией А.Ф. Мушниковой (бывшей Гедда)». Гимназия была переведена в новое, более просторное здание, в котором были устроены: специальные класс для практических работ по естествознанию, физике, химии с соответствующим оборудованием и мебелью, изготовленным по заказу преподавателей. Особое помещение было отведено под устройство физической аудитории с амфитеатром, специальный класс для занятий историей и географией, рисовальный класс с амфитеатром с проведенным водопроводом и специально приспособленным освещением. Была организована столовая на сто человек с подъемной машиной для подачи блюд из кухни, располагавшейся под столовой. Докторская комната получила оборудование и мебель, соответствующую требованиям школьной гигиены. Штат гимназии пополнился женщиной-врачом для заведования санитарно-гигиенической частью образовательного учреждения. Данные нововведения, а также увеличение оплаты труда педагогов, потребовали увеличения платы за обучение, в том числе и в младших классах. Но появились именные стипендии для отличившихся учебными успехами учениц.
Параллельные классы были закрыты, вследствие того, что классные помещения стали более просторными, и гимназия стала работать в составе семи основных классов, одного приготовительного класса (дети помещали отдельно) и восьмого педагогического класса [3; Л. 20]. По предложению Педагогического Совета в гимназии с 1912 года были учреждены Предметные комиссии с совещательным значением, которые разрабатывали вопросы улучшения преподавания предметов в рамках выделенного научного направления (гуманитарные науки, естественные и т.д.). В специальную комиссию по физическому воспитанию вошли начальница, врач и несколько преподавателей.
В 1912 году в связи с введением групповой системы обучения по французскому и немецкому языкам, эти занятия стали обязательными для всех воспитанниц, однако к 1915 году это нововведение было упразднено. В 1913 году были скорректированы учебные программы: усилено преподавание математики, физики, космографии, химии, в силу того, что при поступлении в высшие учебные заведения воспитанницы обнаруживали недостаточность в своей подготовленности [4; Л. 4].
В 1914 году предпринята попытка ввести рефератную систему в восьмом классе в преподавании истории, когда каждая ученица должна была подготовить реферат по одной из трех предложенных тем. Для рефератов выделялось время из общего количества часов, назначенных для преподавания курса предмета. Однако данные занятия обнаруживали слабую подготовленность аудитории по содержанию предмета, что оборачивалось отсутствием обсуждения рассматриваемой проблематики, обмена мыслями, нарушениями в системе основного преподавания предмета. Вследствие этого, рефератная система была заменена семинарскими занятиями, независимыми от общего курса, с выделением специального количества часов. Каждая ученица должна была прочесть хотя бы по одному источнику по рассматриваемой теме, что делало доступным «ознакомление с научным методом всего класса» [4; Л. 19 – 19об] в общей работе.
С 1914 года начальнице гимназии А.Ф. Мушниковой было разрешено слушательниц «Женских курсов новых языков», работавших при гимназии, допускать на классные занятия в гимназию и к даче практических уроков. Таким образом, фактически речь шла о разрешении педагогической практики студенток в средней школе. Это привело к модернизации педагогического комплекса «подготовительная школа - средняя школа – начальная профессиональная школа - вуз», позволяющий установить единую направленность образовательной системы, должную обеспечивать лучшую предметную и педагогическую подготовку учащихся всех ступеней образования. В тоже время педагогика, введенная в учебный план как учебный предмет, не являлась обязательной для всех воспитанниц, что ставило под вопрос качество педагогической подготовки учащихся.
Еженедельно устраивались собрания начальницы и классных надзирательниц с целью улучшения учебно-воспитательного дела в гимназии. Благотворительное общество при гимназии содействовало освобождению от платы за обучения «недостаточных» учениц. Несколько раз в год организовывались собрания педагогического персонала с родителями по общепедагогическим вопросам. Сотрудничество с родителями выражалось и в том, что в течение учебного года они могли обращаться к начальнице учебного заведения с письменными или устными заявлениями, которые рассматривались ею лично или передавались в Педагогический Совет. В конце учебного года родителя приглашались на торжественное празднование – годовой акт.
Преподаватели и начальница ратовали за согласованность, гармонизацию теоретических и практических учебных занятий, установление максимально тесных и широких межпредметных связей, соответствие методики преподавания предметов возрастным особенностям воспитанников и прикладной характер преподавания с целью обеспечения четкости, доступности и сознательности усвоения знаний ученицами.
В гимназии как средство воспитания и образования активно использовались домашние спектакли, устраиваемые учащимися старших классов, литературные вечера, благотворительные базары и праздники. Не последнюю роль в образовательной системе играли учебные и общеобразовательные экскурсии культурно-исторического характера, в том числе и выездные, посещение выставок, садов и парков.
Золотую медаль воспитанницы могли получить в том случае, если на выпускных экзаменах они получали в среднем из всех обязательных предметов не менее 4,75 балла, при отметке по каждому предмету не менее 4-х баллов. Соответственно, серебряная медаль могла быть присвоена в случае успеваемости по экзаменационным оценкам не менее, чем в среднем более 4,5, при отметке по каждому предмету выше 4-х баллов. Успеваемость учащихся гимназии Гедда-Мушниковой  за все время существования держалась на достаточно высоком уровне – 92-100%. К моменту окончания обучения в гимназии у большинства воспитанниц формировалась ориентация на продолжение образования в высших учебных заведениях. Это позволяет сделать вывод об эффективности созданной и развивающейся образовательной системы.
Таким образом, прослеживание становления образовательной системы гимназии Гедда позволяет составить впечатление об особой разновидности женских частных образовательных учреждений, близких к правительственным женским школам по организации учебного процесса и стратегии ее развития. В то же время, гуманистический подход к образованию через обеспечение гигиенических условий процесса обучения сближает учреждение Гедда-Мушниковой с особенностями большинства хорошо поставленных частных школ.
 
 
Литература
1.    ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 6. На 6 л. Устав Женской гимназии Е. М. Гедда (1883 г.).
2.    ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 152. На 8 л. Гимназия Е. М. Гедда. Исторический очерк (1906 г.).
3.    ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 215. На 52 л. Отчеты частной женской гимназии Е. М. Гедда за 1911-1912 г.
4.    ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 2. Д. 30. На 50 л. Гимназия А. Ф. Мушниковой (бывшая Гедда) за 1915 г.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99