Кафедра экономики, социологии и права
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Первая Частная Клиника существует на рынке медицинских услуг г.Томска с 2005 года. Клиника предлагает амбулаторную и стационарную помощь по различным медицинским специальностям. Приоритетом работы Первой Частной клиники является оказание комплексной медицинской помощи. Клиника объединяет высококвалифицированных специалистов: докторов и кандидатов медицинских наук, врачей высших категорий.
Для выявления рыночного сегмента Первой частной клиники, определения «портрета потребителя» было проведено анкетирование. После обработки данных были получены следующие результаты:
Опрос проводился в течение двух месяцев. Было проанкетировано 138 человек. Из них больший процент составили женщины- 80% (110 чел.), а мужчины соответственно 20% (28 чел.). Из общего количества опрошенных наибольший процент составляют клиенты в возрасте 20-35 лет (51 %- 71 чел.),
Для выявления постоянных (лояльных) и первичных клиентов был разработан вопрос «Как давно Вы посещаете Первую частную клинику?», на который 33% (45 чел.) ответили «впервые», что говорит о клиентах-новичках.
После выявления как давно человек посещает клинику, последовал вопрос о частоте посещения.
Основной процент - 50 % (69 чел.) обращается в клинику по необходимости по мере заболевания, что говорит о приверженности к данной клинике, доверии. Немалый процент - 28 % (39 чел.) составляют те клиенты, которые обращаются в клинику только изредка за получением отдельных услуг.
Самым распространенным источником получения первичной информации являются друзья, родственники, знакомые, коллеги, поэтому и процент наибольший 56 % (77 чел.) из всех опрошенных. Поэтому очень важно поддерживать имидж клиники и сводить к минимуму оплошности. Наружная реклама как средство получения первичной информации занимает второе место и составляет 14 % (19 чел.). Совсем небольшой процент приходится на газеты, журналы и радио, ТВ (по 4 % на каждый источник). 11 % (15 чел.) указали, что получили первичную информацию из других источников, самые распространенные из них: ДМС от ОСАО «Россия»; страховая организация «Русский мир»; совет лечащего врача; проживание поблизости; медицинское страхование на предприятии; по рекомендации врача; назначение к конкретному доктору; ДубльГис; медосмотр на предприятии.
Практически все опрошенные имеют высшее образование 70 % (97 чел.), 30 % (41 чел.) среднее/ среднее-специальное.
Основной род занятий опрошенных «служащий». Данную группу составляет - 42 % (58 чел.), также - 20 % (28 чел.) занимают посты руководителей или заместителей руководителя. Существенную долю занимает группа «домохозяйки» - 14 % (20 чел.), а также - 7 % (10 чел.) частные предприниматели, 8 % (11 чел.) студенты, 8 % (12 чел.) пенсионеры, 1 % (1 чел.) безработный, и 2 % (13 чел.) указали «другое». Как видно, основной процент составляет работающее население, которое может направить свой доход на дорогостоящие медицинские услуги.
После выяснения основного рода занятия появилась необходимость выяснить, с каким же уровнем дохода в месяц посетители готовы оплачивать медицинскую помощь. Оказалось, что наибольший процент составляют посетители с доходом 7-14 тыс. в месяц. Также большой процент приходится на мужчин с доходом от 30 и выше тысяч в месяц.
Семейное положение анкетированных: 66 % (91 чел.) замужем/ женат, 34 % (47 чел.) холст/ не замужем.
Большинство опрошенных в составе своей семьи имеют 4 и более человек - 32 % (44 чел.), по 30 % на семьи, имеющих в своем составе 2 и 3 человек. И лишь 7 % (9 чел.) – «один человек». Следовательно, нет прямой зависимости между составом семьи и посещаемостью. Хотя, клинику чаще посещают семейные люди.
Большинство опрошенных проживают в Томке - 91 % (126 чел.), 3 % (4 чел.) в Северске, 4 % (6 чел.) проживают в Томской области, а именно Кожевниково, Первомайский, Томский район, и 2 % (3 чел.) иногородний.
Также есть необходимость разделить Томск на районы и проследить с каждого района количество клиентов. Так как основной район проживания - Октябрьский - 33 % (42 чел.), можно сделать предположение, что жителям данного района удобнее посещать именно эту клинику, но это не является единственным критерием, почему клиенты выбрали именно это учреждение [1].
Несмотря на то, что в Ленинском и Советском районах существует немало лечебных учреждений, но 14 % (18 чел.) Советского района и 19 % (24 чел.) Ленинского района из опрошенных предпочитают посещать именно Первую частную клинику. Это очень хороший показатель. Также 13 % (16 чел.) из 138 человек из Кировского района.
Таким образом, по данным исследования, можно выделить сегмент рынка и составить «портрет потребителей». Прежде всего, необходимо деление по полу.
«Портрет № 1»: Клиентом Первой частной клиники является женщина в возрасте от 20 до 35 лет, которая посетила клинику впервые или посещает менее 1 года в силу необходимости по причине заболевания. Узнала о существовании данной клиники от друзей, родственников. Представительница женского пола имеет высшее образование, основной род занятий «служащая». Доход в месяц составляет от 7 до 20 тысяч, замужем и в составе ее семьи 4 и более человек, проживает в городе Томске в Октябрьском районе.
«Портрет № 2»: Мужчина в возрасте от 20 до 55 лет и старше, посетивший Первую частную клинику впервые. Данный потребитель имеет высшее образование и занимает должность руководителя или зам руководителя. Остальные в большинстве своем служащие. Имеет доход в месяц в размере от 30 тысяч и выше. Женат, в составе семьи 2 и более человек, а также проживает в городе Томске в Октябрьском районе.
Выделение определенного сегмента позволит проводить определенную маркетинговую политику, сконцентрированную на данном сегменте. Считается, что реакция на некоторые маркетинговые мероприятия будет у представителей данного сегмента примерно одинаковой, но не идентичной [2]. Разделение на определенные группы необходимо, так как существует группа потребителей, имеющая разные потребности. В зависимости от сегмента формируется ассортимент, устанавливаются цены, то есть проводится своя ценовая политика. Также это повлияет на коммуникационную политику. Прежде всего на какую целевую аудиторию направлена реклама (учитываются источники размещения рекламы, частота, место размещения, сроки). Сегментация позволит клинике с небольшими ресурсами конкурировать с крупными медицинскими центрами на рынке медицинских услуг. Производитель медицинских услуг старается определить те сегменты рынка, которые он способен обслуживать наиболее эффективно
Список литературы:
1. Менеджмент, ориентированный на рынок / Под ред. В. Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2006. - 800 с.
2. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс,2-е изд. / Под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер,2006. - 464 с.