Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЛАНХНОЛОГИИ

Печать E-mail
Автор Сусло А.П., Широченко С.Н.   
14.07.2009 г.
Омская государственная медицинская академия

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Важность изучения раздела «Спланхнология» в подготовке врачей любого профиля трудно переоценить: детальные знания закономерностей строения и положения внутренних органов человеческого тела являются ведущими мотивами «пропуска» студентов в клинику для изучения пропедевтических дисциплин.
К сожалению, в существующих учебниках по анатомии человека вынужденная краткость изложения материала, зачастую описательного характера, без необходимой профильности преподавания, не способствует повышению мотивационно-познавательной активности студентов. Кроме того, в современных условиях так называемой «рыночной экономики» возникла тенденция разной полярности общеобразовательной подготовки абитуриентов – студентов. Наряду с выпускниками школ, которые умеют работать с учебной литературой, владеют способностью анализировать и систематизировать получаемую информацию, пользоваться ею при изучении других дисциплин и определять практическую направленность знаний, имеется значительный контингент студентов (до10-15%) с отсутствием у них методических навыков и, тем более, методологических установок, т.е. отсутствием «умения учиться». Все это ставит перед необходимостью разработки дополнительных методических приемов и учебно-методических материалов для оптимизации преподавания анатомии человека в целом и главного ее раздела – спланхнологии, в частности.
Так, при изучении последней особенно важно перенести акцент с фактического информационного обучения на позиции, ставшими классическими для отечественной анатомии: функционального, генетического, сравнительно-анатомического (исторического) и прикладного подходов. Это позволяет избежать формально-механического запоминания огромного фактического материала, делает анатомию «думающей», повышает выживаемость знаний и ориентирует на практическую ценность и клиническую значимость их. Эти сведения, как правило, входят в состав лекционного материала и закрепляются затем на практических занятиях в виде тест-экспрессов, разработанных на кафедре анатомии человека ОмГМА.
Одной из форм обучения студента, предусмотренной современными учебными планами, является самостоятельная работа с учебной литературой и препаратами. Для повышения эффективности этой работы студент должен овладеть методикой структуризации и систематизации получаемой информации, оценить важность ее для последующего обучения и профессиональной деятельности.
Применительно к спланхнологии на кафедре анатомии принят определенный алгоритм изучения внутренних органов, который ориентирует студента на осмысленную и познавательную работу с учебной литературой. Он включает в себя:
1.    название органа (русское и латинское);
2.    функциональное значение;
3.    топографию, которая складывается из скелетотопии, голотопии, синтопии и дерматотопии органа;
4.    внешнего строения;
5.    внутреннего строения;
6.    кровоснабжения и лимфооттока;
7.    иннервации.
Последние два пункта в отношении конкретных органов рассматриваются при изучении разделов ангиологии и неврологии, что позволяет повторить ранее изученный материал по спланхнологии и тем самым способствовать его закреплению.
В процессе изучения спланхнологии большее значение нами придается элементам топографии внутренних органов с целью создания целостного представления о организме и пространственного положения органов в нем. Согласно учебным планам, анатомия и курс топографической анатомии разделены определенными промежутками времени. Между тем, востребованность вопросов топографии внутренних органов проявляется при овладении студентами методик объективного обследования больных и понимания инструментальных методов исследования в клинике на пропедевтических кафедрах, куда студенты приходят почти сразу после анатомии.
Немаловажным компонентом такого обучения является работа студентов с трупным материалом, в связи с чем следует ответственно подходить к комплектованию наборов препаратов на практические занятия. Для облегчения понимания положения внутренних органов нами на занятиях дополнительно используются плоды человека, на которых целиком представлены изучаемые системы и их синтопические взаимоотношения. Эти препараты удобны в работе и дают возможность полностью показать особенности положения органов относительно друг друга и в целом организме.
Необходимым моментом в изучении раздела «Спланхнология» является переход от «трупной анатомии» к живому человеку, что достигается на занятиях по рентгеноанатомии. Здесь демонстрируются и разбираются рентгенологические снимки натуральных и контрастированных органов живого человека, А также сделанные при помощи компьютерной томографии и ЯМР. Кроме того, такие занятия дополняются некоторыми видеоматериалами и слайд-шоу, основанных на результатах эндоскопических, лапароскопических и ультразвуковых исследований. Кроме учебной ценности такие демонстрации повышают мотивационное стремление студентов к обучению.
В аспекте оптимизации учебного процесса важное место занимают вопросы ранней профилизации преподавания анатомии человека в целом и внутренних органов, в частности. Так, для студентов педиатрического факультета нами созданы сравнительно краткие методические разработки, касающиеся основных анатомо-физиологических особенностей каждого внутреннего органа в детском возрасте. Кроме того, для более углубленного изучения развития и возрастных особенностей студенты пользуются учебным пособием под редакцией профессора Н.Д. Широченко «Эмбриогенез, особенности строения и положения внутренних органов у новорожденных и в детском возрасте».
Таким образом, затронутые нами вопросы преподавания направлены, прежде всего, на развитие и совершенствование интеллектуальных способностей и личностных качеств будущих  специалистов-медиков, способных творчески, анатомически грамотно, решать свои профессиональные задачи.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99