Омская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Важность изучения раздела «Спланхнология» в подготовке врачей любого профиля трудно переоценить: детальные знания закономерностей строения и положения внутренних органов человеческого тела являются ведущими мотивами «пропуска» студентов в клинику для изучения пропедевтических дисциплин.
К сожалению, в существующих учебниках по анатомии человека вынужденная краткость изложения материала, зачастую описательного характера, без необходимой профильности преподавания, не способствует повышению мотивационно-познавательной активности студентов. Кроме того, в современных условиях так называемой «рыночной экономики» возникла тенденция разной полярности общеобразовательной подготовки абитуриентов – студентов. Наряду с выпускниками школ, которые умеют работать с учебной литературой, владеют способностью анализировать и систематизировать получаемую информацию, пользоваться ею при изучении других дисциплин и определять практическую направленность знаний, имеется значительный контингент студентов (до10-15%) с отсутствием у них методических навыков и, тем более, методологических установок, т.е. отсутствием «умения учиться». Все это ставит перед необходимостью разработки дополнительных методических приемов и учебно-методических материалов для оптимизации преподавания анатомии человека в целом и главного ее раздела – спланхнологии, в частности.
Так, при изучении последней особенно важно перенести акцент с фактического информационного обучения на позиции, ставшими классическими для отечественной анатомии: функционального, генетического, сравнительно-анатомического (исторического) и прикладного подходов. Это позволяет избежать формально-механического запоминания огромного фактического материала, делает анатомию «думающей», повышает выживаемость знаний и ориентирует на практическую ценность и клиническую значимость их. Эти сведения, как правило, входят в состав лекционного материала и закрепляются затем на практических занятиях в виде тест-экспрессов, разработанных на кафедре анатомии человека ОмГМА.
Одной из форм обучения студента, предусмотренной современными учебными планами, является самостоятельная работа с учебной литературой и препаратами. Для повышения эффективности этой работы студент должен овладеть методикой структуризации и систематизации получаемой информации, оценить важность ее для последующего обучения и профессиональной деятельности.
Применительно к спланхнологии на кафедре анатомии принят определенный алгоритм изучения внутренних органов, который ориентирует студента на осмысленную и познавательную работу с учебной литературой. Он включает в себя:
1. название органа (русское и латинское);
2. функциональное значение;
3. топографию, которая складывается из скелетотопии, голотопии, синтопии и дерматотопии органа;
4. внешнего строения;
5. внутреннего строения;
6. кровоснабжения и лимфооттока;
7. иннервации.
Последние два пункта в отношении конкретных органов рассматриваются при изучении разделов ангиологии и неврологии, что позволяет повторить ранее изученный материал по спланхнологии и тем самым способствовать его закреплению.
В процессе изучения спланхнологии большее значение нами придается элементам топографии внутренних органов с целью создания целостного представления о организме и пространственного положения органов в нем. Согласно учебным планам, анатомия и курс топографической анатомии разделены определенными промежутками времени. Между тем, востребованность вопросов топографии внутренних органов проявляется при овладении студентами методик объективного обследования больных и понимания инструментальных методов исследования в клинике на пропедевтических кафедрах, куда студенты приходят почти сразу после анатомии.
Немаловажным компонентом такого обучения является работа студентов с трупным материалом, в связи с чем следует ответственно подходить к комплектованию наборов препаратов на практические занятия. Для облегчения понимания положения внутренних органов нами на занятиях дополнительно используются плоды человека, на которых целиком представлены изучаемые системы и их синтопические взаимоотношения. Эти препараты удобны в работе и дают возможность полностью показать особенности положения органов относительно друг друга и в целом организме.
Необходимым моментом в изучении раздела «Спланхнология» является переход от «трупной анатомии» к живому человеку, что достигается на занятиях по рентгеноанатомии. Здесь демонстрируются и разбираются рентгенологические снимки натуральных и контрастированных органов живого человека, А также сделанные при помощи компьютерной томографии и ЯМР. Кроме того, такие занятия дополняются некоторыми видеоматериалами и слайд-шоу, основанных на результатах эндоскопических, лапароскопических и ультразвуковых исследований. Кроме учебной ценности такие демонстрации повышают мотивационное стремление студентов к обучению.
В аспекте оптимизации учебного процесса важное место занимают вопросы ранней профилизации преподавания анатомии человека в целом и внутренних органов, в частности. Так, для студентов педиатрического факультета нами созданы сравнительно краткие методические разработки, касающиеся основных анатомо-физиологических особенностей каждого внутреннего органа в детском возрасте. Кроме того, для более углубленного изучения развития и возрастных особенностей студенты пользуются учебным пособием под редакцией профессора Н.Д. Широченко «Эмбриогенез, особенности строения и положения внутренних органов у новорожденных и в детском возрасте».
Таким образом, затронутые нами вопросы преподавания направлены, прежде всего, на развитие и совершенствование интеллектуальных способностей и личностных качеств будущих специалистов-медиков, способных творчески, анатомически грамотно, решать свои профессиональные задачи.