Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Внедрение рыночных отношений в порядок организации и финансирования лекарственного обеспечения (ЛО) разрушило все нормативы и правовые взаимные обязательства между субъектами, ранее действовавшие в административно-командной системе здравоохранения. Делегирование государством в субъекты своей ответственности за здоровье населения определило необходимость создания новых территориальных систем ЛО. Уровень таких систем по самодостаточности и удовлетворению нужд населения стал определяться ресурсными возможностями каждого субъекта. К сожалению, у подавляющего числа субъектов такие возможности не велики. В этой связи не менее важно правильно распорядиться ограниченными имеющимися ресурсами.
Материалами исследования послужили: законодательные и нормативные документы федерального уровня и уровней субъектов РФ по вопросам финансирования лекарственного обеспечения, аналитические и статистические материалы федерального фонда обязательного медицинского страхования, данные информационно-правовой системы «Консультант-плюс», «Кодекс».
В качестве методов исследования использованы логический и сравнительный методы, контент-анализ.
В России система общественного здравоохранения, рассматриваемая с точки зрения организации ее финансирования и управления, включает две подсистемы: бюджетного финансирования и обязательного медицинского страхования (ОМС) [3]. Финансирование медицинской помощи в большинстве субъектов осуществляется из нескольких источников. Медицинская помощь и ЛО, предоставляемые населению в соответствии с базовой программой ОМС, финансируется как за счет средств ОМС[4], аккумулируемых в ТФОМС, так и за счет бюджетов, которыми распоряжаются территориальные органы управления здравоохранением. При этом основная часть государственных и муниципальных медицинских учреждений финансируется одновременно за счет бюджетных средств и средств ОМС. Наличие нескольких источников финансирования медицинской помощи, предусмотренное базовой и территориальными программами ОМС (средства ОМС, средства территориальных и местных бюджетов), и нескольких субъектов финансирования (федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС, территориальные органы управления здравоохранением, муниципальные органы власти), каждый из которых имеет свою специфику, законы формирования, направления и способы расходования финансов, является фактором усиления нестабильности финансирования медицинской помощи и ЛО населения в условиях общей нестабильности системы государственных финансов.
Литература:
1. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. - 2001. - № 1. - С. 5-11.
2. Тэгай Н.Д., Сайтгареева А.А. Некоторые аспекты деятельности государственных и негосударственных медицинских учреждений в реализации территориальных программ ОМС // Здравоохранение. - 2002. - № 9. - С.53-56
3. Рождественская И.А., Шишкин С.В. Рекомендации по организации взаимодействия территориальных органов здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования // Проект ТАСИС «Российская Федерация: Поддержка управления системой здравоохранения». - М. - 2000, сентябрь. - С.13-17
4. Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской федерации бесплатной медицинской помощью: Постановление Правительства РФ № 1096 от 11.09.98.
|