Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Пятигорск
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. В частности, все более широкое применение находят обучающие системы, а также системы контроля уровня знаний студентов. Компьютерная технология в данном случае может выступать как “проникающая” технология (применение компьютеров для реализации отдельных дидактических задач).
Как известно, традиционные методы контроля - это экзамены, зачеты и промежуточная аттестация. Попытка поднять уровень объективности оценки привела к созданию методики контроля знаний с применением компьютеров. Кроме того, изложенная ниже методика являет собой синтез обучающей и контролирующей систем. Следовательно, с её помощью можно реализовать сразу две цели: определить степень освоенности изученного материала и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по данной теме. Данная методика реализует дифференцированный подход к обучению, т.к. используя режим обучения, учащийся имеет возможность проанализировать свои собственные ошибки и устранить пробелы в знаниях.
Её основные положения:
1. Контроль производится путём компьютерного тестирования.
2. Состав вопросов теста соответствует разделам программы, по которым производится промежуточный контроль.
3. Количество вопросов теста – 15-20 (по усмотрению преподавателя). Каждый вопрос содержит от 3 до 10 вариантов ответа, среди которых есть верные и неверные варианты, хотя, возможно, отсутствие неверных, т.е. все предлагаемые варианты являются верными.
4. Тест предусматривает работу каждого учащегося за отдельным компьютером в сетевом режиме. В процессе работы с тестом учащийся может передвигаться от одного вопроса к другому вперед и назад, вводя новые ответы или заменяя прежние.
5. Тест имеет защиту, т.е. исключается возможность просмотра файла для определения верного ответа (по крайней мере, во время тестирования, которое производится в ограниченное время и под контролем преподавателя). Исключена возможность корректировки ответов после получения итоговой оценки. Запрещено также повторное вхождение в тест под той же фамилией.
6. Методика расчета компьютерной оценки:
C=b*m
b=B/n, где
С – итоговая оценка по тесту (в баллах);
b – «вес» каждого варианта ответа в баллах;
B – общее количество баллов на данную ступень контроля;
n – общее количество вариантов ответов на все вопросы теста;
m – количество верных ответов.
Итоговая оценка округляется в большую сторону до целого балла.
7. Компьютерную оценку преподаватель может скорректировать в большую или меньшую сторону с учетом следующих факторов:
- активности студента на занятиях;
- посещаемости;
- наличия конспекта;
- времени, затраченного на тест и других факторов по усмотрению преподавателя.
8. В режиме обучения после вывода результата тестирования подключается файл учебного пособия по тестируемой дисциплине. По каждому вопросу, по которому дан неправильный или неполный ответ, выводится соответствующий фрагмент пособия. После изучения пособия предоставляется возможность пройти тест повторно.
9.По окончании тестирования группы результаты тестирования с каждого компьютера передаются в единый файл, с которого формируется итоговая ведомость. В ней печатаются результаты тестирования по каждому учащемуся, рекомендуемая оценка уровня знаний и свободная графа для итоговой оценки, которую определяет учитель.
Апробация методики в течение трех лет показала следующее:
1. На успешность её применения влияет качество теста, т.е. содержание и формулировка вопросов и вариантов ответов.
2. Большое количество вопросов позволяет использовать тест как для проверки знаний по всему изученному разделу, так и для контроля знаний по какой - либо отдельной теме (в данном случае будет проверяться глубина знаний учащихся), однако, нужно отметить, что слишком большое количество вопросов (например, 50), вызывает нежелательные последствия: снижение внимания, стресс, увеличение числа ошибок, снижение качества усвоения учебного материала при использовании программы в режиме обучения. Поэтому, 20-30 вопросов представляется нам оптимальным количеством.
3. Для контроля за ходом тестирования группа студентов (учащихся), одновременно работающих за компьютерами, должна включать не более 10 - 12 человек.
Апробация методики показала её безусловную эффективность при промежуточной аттестации, а также на зачетах при контроле теоретических знаний в ВУЗах, и средних учебных заведениях. При проведении экзаменов и зачетов с проверкой практических навыков тестирование следует дополнить контролем традиционной формы.
Хотелось также обратить внимание на целесообразность применения этой компьютерной программы в качестве элемента подготовки учащихся общеобразовательных заведений к единому государственному экзамену.