МОУ лицей № 87 (г.Нижний Новгород)
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблема духовного здоровьесбережения младших школьников является наиболее важной и наименее изученной в современной педагогической практике. Так, Л.Г.Татарникова указывала, что ориентация на духовное развитие личности ребенка, а не ассимиляция знаний из многопредметного образовательного поля, является критерием педагогического мастерства учи¬теля, а самое важное - одним из наиболее эффективных способов преодоле¬ния психосоматической дезадаптации учащихся - подлинного бедствия 20 века (Татарникова,1996) Программа авторского курса "Мир и человек", разработанного в лицее №87 г. Нижнего Новгорода и реализуемого с 1994г., посвящена проблеме формирования и сохранения духовного здоровья младших школьников. В предлагаемой концепции проблема духовного здоровья рассматри¬вается в философско-психологическом аспекте. Духовное здоровье пони¬мается как гармонизация трех личностных качеств человека (как ребенка, так и взрослого): целостности, креативности и духовности.
Целостность личности ребенка понимается как результат гармонизации деятельности правого и левого полушария, благодаря чему преодолевается разрыв между технической и гуманитарной культурой, предлагаемой для освоения школьной программой. В результате формируется личность, способная к универсальной деятельности. Э.Фромм, подчеркивая значение целостности личности, писал: "Человек, который достиг внутренней силы и цельности, часто не столь удачлив, как его неразборчивый сосед, но у него есть уверенность в себе, способность к суждению и объективной оценке, поэтому он гораздо менее уязвим для меняющихся времен и чужих мнений, что во многом способствует его конструктивной работе».
Креативность понимается нами как способность к творческому выбору в многообразии на основе внутренней свободы ребенка. Она формируется как способность ребенка к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, к осознанию и развитию собственного опыта. Креативность связана с опытом "сверхусилия" как принципом развития, при котором чем больше затрачено ресурсов, тем выше степень их восстановления.
Духовность - фундаментальное качество человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их национальности, и понимания свободы как личной ответственности. Критерием духовности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения. Становление духовности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества. Духовность предполагает развитие собственного мировоззрения на основе собственного опыта, то есть формирование гражданской позиции человека.
Эти качества личности формируются и гармонизируются в процессе приобретения ребенком опыта философствования на основе парадигмы Канта-Йоше :
"Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?"
Чем раньше школа приобщит ребенка к культуре философствования, тем прочнее будет фундамент его духовного здоровья - основы правильного жизненного выбора. Можем ли мы говорить на эти темы с детьми 7-9 лет? Отечественный и зарубежный опыт показывает, что можем. Необходимым и достаточным условием является выбор содержания, через которое будут "раскрываться" эти вопросы, и способа общения с детьми. Нам представляется, что для этого необходим принципиально новый содержательный курс, выходящий за рамки учебного плана первой ступени школы, дающий необычную пищу для ума и воображения ребенка. Изучая такой курс, ребенок удовлетворяет прежде всего свое естественное любопытство: границы мира раздвигаются вместе с ростом ребенка, привлекая своими неразгаданными тайнами и вопросами, на которые нет единственно правильного ответа. Духовное здоровье ребенка формируется на универсальной базе познания мира и себя самого в нем.
Почему же преподавание этого курса необходимо начинать в начальной школе? Потому что у детей 7-9 лет ― наиболее высокий порог креативности и сформирована психологическая готовность к изучению развивающего содержания такого курса. Следующий взлет креативности ― у учащихся 10-11 классов, что и необходимо использовать для преподавания в этих классах философского курса.
Цель курса - формирование основ духовного здоровья личности. Достижение цели осуществляется через решение учебных, развивающих и воспитательных задач в каждой теме курса. Учебные задачи: формирование основных знаний и представлений по теме на дифференцированной основе; развитие умений по работе с учебной информацией; развитие умений планирования и самоконтроля. Развивающие задачи: развитие творческого мышления через решение творческих задач по алгоритму; развитие речи и интереса, памяти и воображения через применение специальных заданий и методик. Воспитательные задачи: умение применять изучаемый материал в практических ситуациях; умение слышать партнера по учебной деятельности, формулировать и отстаивать собственную точку зрения; умение давать нравственную оценку деятельности человека.
Для решения поставленных задач используются содержательные и технологические средства реализации. Курс делится на две части. В первой части (2-3 класс) рассматривается проблема начала мира и человека. Во второй части (3-4 класс) - проблема научения человека основным видам деятельности в различных сферах жизни. Обе части объединяет идея становления ноосферы, развиваемая на базе синергетического подхода (структурирование порядка из хаоса). Философская рефлексия в рамках парадигмы Канта-Иоше позволяет также раскрыть противоречия, заложенные в содержании материала: могущественный разум человека, породивший величайшие достижения научно-технического прогресса, ― отнюдь не гарантия мудрости человека, ибо в конце ХХ века он породил такие глобальные проблемы, которые поставили под угрозу само существование человеческой жизни. Почему так случилось? Поиски ответа на этот вопрос являются итогом второго года обучения по курсу. Дети приходят к выводу, что, действительно, многознание не научает быть мудрым. Реальности нашего мира таковы, что от тех выборов, которые мы делаем ежеднев¬но, возможно, зависит будущая жизнь на планете в ХХ1 веке (и даже, будет ли она вообще). Содержание курса структурировано по модульно-блоковому принципу. Одна тема, являясь общей для всего блока (модуля), получает развитие на отдельных уроках. В каждом блоке (модуле) предусмотрен повторительно-обобщающий урок, задача которого - диагностика усвоения материала и развития детей, а также философская рефлексия по теме. Особенностями технологических средств реализации цели являются следующие. Так как технология, по В.А.Бухвалову, - конкретный способ культурной деятельности человека, то перед учителем встает задача обучения этому способу деятельности учащихся начальной школы. С этого и начинается формирование основ духовного здоровья. Курс "Мир и человек" рассчитан на использование личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на основе принципов суггестопедии: радость и ненапряженность обучения, единство осознаваемости и неосознаваемости.. Учебная ситуация каждого урока конструируется на основе так называемой дидактической триады : система творческих заданий - диалог - моделирование. Это - три базовых технологии курса. Центральное место принадлежит диалогу, который является особой дидактической коммуникативной средой, позволяющей совершенствовать и формировать социальный опыт ребенка - широкий план общения - в учебной и внеучебной деятельности. Учебный диалог на уроках курса "Мир и человек" формирует современное мироощущение, миропонимание ребенка и взрослого. Через диалог дети приобретают умение видеть мир в многообразии явлений, что является основой философской рефлексии и самореализации личности. Технология "Система творческих заданий" реализуется путем организации деятельности учащихся с рабочей тетрадью, благодаря чему происходит не только отработка навыков и умений учебного труда - счета, чтения, письма, но и формируется творческое мышление. Учебные задачи носят дифференцированный, разноуровневый характер. Технология моделирования, как правило, достаточно редко используется в начальной школе (за исключением, быть может, имитационных игр). Однако, для учебных предметов, подобных курсу "Мир и человек", эта технология является незаменимой. В процессе имитации социально-ролевых и пространственно-временных условий происходит знакомство детей не только с языком людей, но и звезд, планет, животных и растений, с языком, которым пользуются музыканты, художники, писатели и ученые. В игровых ситуациях ребенок учится общаться, у него развивается потребность видеть в сверстнике партнера по учению, принимать и реализовывать задачи как совместные. Немаловажным аспектом общения в условиях состязательности является обучение ребенка общению не только с другими детьми, но и с самим собой, с окружающим миром. Что касается моделирования изучаемой системы, то модели разных видов (графические, математические, текстовые) выступают как средство познания. Они корректируются в результате выполнения системы творческих заданий в рабочей тетради. Использование данных технологий позволяет формировать у детей познавательные средства обобщенного типа. Учащиеся в начале учатся ана¬лизировать, сравнивать на уровне восприятия, а затем у них развиваются ум¬ственные действия, самым сложным из которых является обобщение и клас¬сификация. Организация учебного процесса предусматривает следующие формы: уроки-диалоги, уроки ситуационного моделирования, бинарные уроки интегрированного типа (музыка, изобразительное искусство и художе¬ственный труд), практикумы, путешествия и экскурсии (планетарий, краеведческий музей, музей изобразительных искусств).
Результативность курса подтверждается данными мониторинга. Особенность этого мониторинга заключалась в том, что мы не ставили своей целью разработку инструментария по отслеживанию сформированности духовного здоровья младших школьников, так как это было бы некорректно. Мы оценивали результативность курса по таким показателям, как: устойчивость интереса учащихся к занятиям по курсу «Мир и человек» (по годам, методом анкетирования); использование полученных знаний на других уроках в течение нескольких последующих лет (методами анкетирования, педагогических наблюдений); ценностные ориентации, готовность учащихся к обсуждению нравственных проблем, начало сформированности мотивации на установку «быть здоровым» (методами свободных ассоциаций, незаконченного предложения – «Самое важное в моей жизни….», «Земля для меня - это…»; вклад курса в формирование учебной деятельности как основа прочности знаний – активность на занятиях, комфортность, адекватная самооценка (на основании диагностики выполнения творческих заданий в рабочей тетради для учащихся, являющейся частью учебно-методического комплекса по курсу). Анализ полученных данных в 1996-2005 гг. показывает, что более 90% учащихся начальных классов лицея ежегодно оценивает курс «Мир и человек» как увлекательный и интересный, свое состояние на занятиях как ненапряженное; учащиеся 5-7 классов прочно удерживают в памяти наиболее запомнившиеся им проблемы курса, например, о жизни Вселенной, происхождении мира и человека, доисторической жизни. Наши данные свидетельствуют, что если в начале изучения курса во 2(3) классе ежегодно увеличивалась группа детей, для которой главным в жизни было иметь деньги (компьютер, машину), то к третьему классу эта группа уменьшалась на 20-30 %. Большинство детей главным в жизни называли такие ценности, как сохранение жизни на Земле, общение с друзьями и родителями, здоровье, любовь к природе, получение знаний о мире. Все это дает нам основания утверждать, что данный курс развивает творческие качества личности, выполняет задачи по формированию основ духовного здоровья учащихся.
Список литературы
1. Кулева С.В. Проблемы моделирования "школы здоровья" (из опыта работы НТГ): Сб.Ч.1,2 / Автор и составитель С.В.Кулева. - Н.Новгород, 1997.- 144с.
2. Кулева С.В., Алексеева Н.В., Щербакова Н.В. Пропедевтический курс "Мир и человек" в образовательном поле "Духовное здоровье" // Завуч. - 1999.- №5. - С.114-122
1. Кулева С.В. Реализация модели школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения. В кн.: Моделирование школы здоровья.- М. 2001.-С.83-89 (в соавторстве с Корягиным А.В.).
|