МОУ лицей № 87 (г.Нижний Новгород) Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В условиях ограниченности возможностей оздоровления «сверху» приоритетное значение приобретает вовлечение самих школьников, их родителей и педагогов в процесс улучшения собственного здоровья. В Европе действует проект «Школы, содействующие укреплению здоровья». В России создана сеть школ, содействующих укреплению здоровья, существует опыт реализации локальных проектов по укреплению здоровья учащихся (республики Саха, Коми, Татарстан, где эта деятельность осуществляется как национально–государственная программа, а также другие территории). Мы исходим из опыта школ Нижегородской области, которые в течение 10 лет в сотрудничестве с Российской ассоциацией общественного здоровья, создавали и реализовывали оригинальную модель «Школы здоровья». В педагогической деятельности лицея №87 города Нижнего Новгорода как «Школы здоровья» с гуманистической воспитательной системой мы опираемся на холистическую концепцию здоровья в образовательной практике, взяв за основу такое понятие, как культура здоровья. С нашей точки зрения, культура здоровья – это интегративное понятие, состоящее из единства двух компонентов: компетентности человека в вопросах сохранения и укрепления здоровья и жизнедеятельности, основанной на принятии культурных норм здоровья. В основе данного авторского определения лежит понимание здоровья как многоаспектного явления в единстве всех его компонентов (физического, социального и духовного), что является основой совместной работы педагогов, психологов и медиков по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако многоаспектность понятия здоровья приводит к противоречивости образовательных интерпретаций различных оздоровительных концепций. Возникает проблема адекватного понятийного аппарата для описания путей и способов укрепления здоровья Нам представляется необоснованным широкое употребление термина «здоровьесберегающие технологии», искажающее смысл понятия (любая технология должна гарантировать желаемый результат), мы считаем более корректным использовать понятие «укрепление здоровья».Согласно Оттавской хартии, принятой на Первой международной конференции по укреплению здоровья 21 ноября 1986 года, «укрепление здоровья–это процесс, позволяющий людям усиливать контроль за своим собственным здоровьем, а также улучшать его». Процесс укрепления здоровья мы представляем как систему деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по усилению контроля и самоконтроля в плане сбережения и наращивания этого ресурса. В литературе, посвященной реализации принципа «здоровье через образование» можно обнаружить ряд концептуальных подходов к той или иной стратегии укрепления и сохранения здоровья школьников. Их объединяет главная идея, что более эффективно влияние на поведение ребенка относительно его здоровья, нежели на ценностно–смысловую сферу его личности. Учитывая наличие трех основных парадигм в здоровьесберегающей образовательной и медико-профилактической политике (запугивание, убеждение, побуждение) приходится признать, что путь контроля за поведенческими рисками – чаще всего есть признание бессилия взрослых, их неспособности позитивно повлиять на духовный мир детства, отрочества и юношества. Мы пошли по пути создания условий для личностного роста детей как стратегии формирования их культуры здоровья. Личностный рост ― интегральное понятие, которое целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Позитивные личностные изменения можно (Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В.,2002). По мнению В.А. Караковского основными ценностями могут быть такие феномены, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Здесь выделены именно те объекты ценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие от таких феноменов, как Добро, Истина, Красота, которые к тому же многими людьми понимаются по разному. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте. Понимая воспитание как управление процессом развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий в соответствии с концепцией теории воспитательных систем, мы выделили четыре основных направления мониторинга в образовательном учреждении, который является основой выбора стратегии воспитания культуры здоровья: 1. Детский коллектив – одно из определяющих условий развития ребенка. 2. Профессиональная позиция педагога – важнейшее условие развития личности ребенка. 3. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. 4.Личность воспитанника - главный показатель эффективности процесса воспитания. Цель мониторинга – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Задачи мониторинга: обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания; проанализировать, обобщить и распространить позитивный опыт воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к самому себе, к другим людям складываются у него в процессе воспитания? Эти вопросы определили выбор методики диагностики и мониторинга личностного роста учащихся 7-11 классов. Мониторинг личностного роста проводился дважды(в 2004 и 2005 годах) по методике, предложенной в 2003 году П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым и И.В.Кулешовой. Его результат ― анализ уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности, т.е. выявление определенных тенденций. Мониторинг носил индивидуальный и групповой характер. С индивидуальными результатами работает психолог и классный руководитель, определяя точки личностного роста. Особенностью интерпретации полученных групповых данных авторы считают необходимость выделения положительных моментов даже при наличии отрицательной тенденции, описание многогранности и многоцветности картины, размышляющий характер выводов.Стабильно-позитивный уровень в 2005 году отмечается по таким показателям, как: • отношение к семье (43,48%), • отношение к своему телесному я (39,13%), • отношения к труду (49,28%). Ситуативно –позитивный уровень сохраняется у: • отношения к знаниям (47,83%), • отношение к своему духовному я (78,26%) • отношение к Отечеству (59,42%) • отношение к культуре(56,52%) Ситуативно-негативный и устойчиво-негативный уровень характерен для: • отношения к миру (как к силе, насилию, войне, конфликтам) ( 5,8%), • отношение к человеку как к другому (1,45%) • отношение к человеку как к иному ( 6%) • отношение к своему внутреннему миру ( 3,82%) • отношение к Земле ( 5,8%) • отношения к человеку как к таковому. ( 1,45%). Отмечая положительную динамику, видим, что в сфере ценностных ориентаций учащихся позитив и негатив представлены примерно поровну. Это не может не свидетельствовать об их неустойчивости, является проявлением кризиса общественного сознания в целом. Рассмотрим интерпретацию результатов диагностики на основе методических рекомендаций, разработанных Степановым П.В., Григорьевым Д.В. И Кулешовой И.В. Особо отметим, что оценивая результаты, мы имеем в виду значимость для воспитания позитивной динамики развития личности, а не соответствие ее какому-либо эталону, стандарту, норме. Подчеркнем, во-первых, что в отношении к своему телесному я проявляется приоритет ценности здоровья, когда подросток понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи, способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других. Однако, это ключевое позитивное отношение для формирования культуры здоровья находится в противоречии со следующими позициями на ситуативно-негативном и устойчиво-негативном уровнях: 1.Отношения к миру (как к силе, насилию, войне, конфликтам): ребенок уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, по его мнению, сильный тот, кого боятся, он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять - «слабаки». 2.Отношения к человеку как к Другому: подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей, он уверен, что всякое дело должно вознаграждаться, сосредоточен исключительно на собственной персоне, во всем ищет выгоду.3.Отношение к человеку как к Иному: ребенок сознательно отказывается принимать и понимать представителей иных культу, склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные проблемы с точки зрения другой культуры. 4.Отношения к Земле: природа понимается как предмет потребления., источник комфорта или выгоды, с насмешкой относится к тем, кто проявляет любовь к «братьям нашим меньшим». 5.Отношения к своему внутреннему миру: подросток в обществе сверстников предпочитает быть на вторых ролях, считает себя заурядным и недостойным внимания других, ненавидит свое отражение в зеркале, оказавшись в одиночестве, начинает заниматься «самоедством. 6.Отношение к человеку как к таковому: подросток склонен делить людей на нормальных и «слабаков», ухудшающих нашу жизнь, хотел бы как можно реже сталкиваться с последними, для него вполне приемлем принцип «лес рубят – щепки летят» Причины проблем, связанных с негативными тенденциями в ценностных отношениях: влияние социальной среды; объективная социально ― политическая обстановка в нашей стране и в мире в целом. Это масштабное влияние не достаточно компенсируется педагогическими возможностями школы, создает дополнительные противоречия в развитии воспитательной системы лицея. Точками личностного роста учащихся являются отношения к таким ценностям как: мир (ненасилие); человек как Другой человек как Иной, человек как таковой (толерантность); свой внутренний мир (принятие себя); Земля (природа). Следовательно, необходимо именно в этих направлениях ставить ключевые задачи по проектированию ситуаций личностного роста как стратегии формирования культуры здоровья учащихся. Нами разработана программа индивидуального развития ребенка, основанная на корректировке его личностных качеств по данным мониторинга.
Список литературы. 1.Степанов, П.В, Григорьев, Д.В, Кулешова, И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М. 2003.
|
Комментарии
2010-11-0206:51:55 Я знаком с методиками П.В. Степанова и частенько обращаюсь к ним, но мне необходима методика диагностики отношений человека к культуре, не поможете?