ГОУ ВПО Московская Медицинская академия им. И.М. Сеченова, (г. Москва)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2007. – 273 с.
Скачать сборник целиком
Введение. Эффективность контрактных отношений между субъектами фармацевтического рынка имеет решающее значение для оптимального использования ограниченных ресурсов отрасли при удовлетворении потребноcтeй населения в фармацевтической помощи.
В совремeнныx условиях экономической деятельности, базирующейся на сочетании систем госудapствeннoгo регулирования и саморeгуляции, необходим поиск новых пyтeй повышения эффeктивнocти контрактных отношений между yчacтниками фармацевтического рынка, 3]. Пocтpоение конструктивных отношений возможно на основе научного осознания законов, по которым происходит данный процесс и последующего применения установленных закономерностей в практической деятельности. Несмотря на высокую потребность в разработке системы контрактных отношений между субъектами в имеющихся условиях фармацевтического рынка, системные исследования по данной тематике отсутствуют.
Материалы и методы. Объектами исследования являются среда функционирования и система контрактных отношений. В процессе исследования используются: системный, логический и исторический виды анализа.
Результаты. В результате исторического анализа были обнаружены первые упоминания о неформальных контрактных отношениях, которые зародились во времена древних Шумерских царств и получили распространение во времена царя Хаммурапи. А из средних веков мы широко знаем о контрактах благодаря, известному произведению Гёте «Фауст», где Фауст, продавая душу дьяволу, подписывал некий документ кровью.
В ходе контент-анализа было выявлено все многообразие классификаций контрактных отношений. Большинство авторов выделяют три вида контрактов: явные, неявные и неявносо-циальные. Явные это обычные контракты заключаемые на бумаге, неявные - молчаливое признание сторонами обязанностей юридически неподкрепленных (например, сговор олиго-полий), а неявно-социальные - представляют собой односторонне взятые обязательства (например, должностная инструкция). Данная классификация позволяет провести наиболее целесообразное разделение контрактных отношений и обнажить проблематику.
Наибольшую трудность представляет собой комплементарность рыночных и нерыночных отношений. Явный контракт имеет как свои плюсы, так и минусы. В качестве положительных моментов он предусматривает юридические санкции, принуждающие стороны к выполнению взятых обязательств или компенсации потерь[2, 3].
Правда при всех взаимодействиях имеет место проблема неполноты формальных контрактов, где в процессе их реализации могут возникать новые обстоятельства и изменения. Поэтому требуются иные основания для контракта, которые в случае нарушения обстоятельств протекания сделки будут способствовать мирной и добровольной кооперации между контрагентами, а не разворачиванию конфликта.
Должно существовать нечто, что заставляет людей принимать на себя и выполнять обязательства, которые не были прописаны в контракте. И этим фактором являются солидарность, престиж фирмы, долгосрочность отношений и т.д. между людьми. Если такие формы существуют, то именно на них опираются участники сделки при отсутствии в контракте прописанных правил поведения в данном случае. Возникает доверие, то есть понимание мотивов и действий другого, отличного от тебя[1, 2, 3].
Другим важным моментом, который актуален для всего рынка, является регулирование контрактных отношений. Вопрос заключается в том, должно ли государство регулировать отношения или же лучшим вариантом является саморегулирование. Как показывает практика присутствие государства все-таки необходимо, в качестве третьей стороны для принуждения сторон к выполнению взятых обязательств. Здесь возникает та же самая комплементар-ность, что и в контрактных отношений, поскольку только тесное взаимодействия саморегулирования и государственного регулирования позволит наилучшим образом решить эту проблему. К тому же в России пока сохраняется несовершенство законодательных основ[1, 3].
Заключение. В результате пилотажных исследований, несмотря на множество классификаций были выявлены две большие группы, комплементарность которых определяют совокупность контрактных отношений на фармацевтическом рынке. Анализ взаимодействий позволит оптимизировать различные виды отношений на рынке.
Список литературы:
1. Баженов А. В. Моделирование процессов взаимодействия субъектов фармацевтического рынка: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. фарм. наук. - М., 2003. - 147с.
2. Институциональная экономика / Под рук. акад. Д.С. Львова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 96-128 - (Серия «Высшее образование»).
3. Максимкина Е. А. Институциональные основы формирования и функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка России: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. фарм. наук. - М., 2004. - 308с.
|