Северо - Восточный Государственный Университет , Политехнический Институт, г.Магадан
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
На самых примитивных ступенях культуры наличность устойчивых отношений между определенными мужчиной и женщиной является нормальным явлением. Центром такой моногамной семейной группы считается женщина-мать. Физиологическая связь между матерью и детьми приводит к появлению сильного материн-ского инстинкта. Что касается чувства отца ребенка, то оно носит произвольный характер, не имея под собой непосредственной почвы.
В связи с этим между полами происходит разделение труда. Вызывается оно отчасти разницей темперамента мужчины и женщины, отчасти материнством. В организме женщины преобладают анаболические процессы, а в организме мужчин – катаболические. Это значит, что организм мужчины более приспособлен к внешним тратам энергии, тогда как организм женщины создан в целях внутреннего накопления энергии, излишек которой расходуется в беременности и кормления ребенка грудью. Вот почему мужчина отличается большей мускулистой энергией и с самого начала предается таким занятиям, как охота, рыбная ловля, грабеж и война, тогда как женщина ведет более оседлый образ жизни и ищет пищу по возможности поближе к себе. Мужчина добывает пищу животную, а женщина живет по преимуществу пищей растительной. Женщина, как более оседлое существо, является хранительницей семейного очага.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ
Льюис Генри Морган, выдающийся американский этнограф, археолог и историк первобытного общества в XIX веке со знанием дела внес в предысторию чело-вечества определенную систему. Он определил три главных эпохи развития человечества – дикость, варварство и цивилизацию. Каждую из этих эпох он подразде-ляет на низшую, среднюю и высшую ступень в соответствии с прогрессом в производстве средств к жизни, потому что, говорил он «искуссность в этом производст-ве имеет решающее значение для степени человеческого производства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного господства над производством продуктов питания. Все великие эпохи человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохами рас-ширения источников существования». Наряду с этим происходит развитие семьи.
1. Эпоха дикости
1. Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили частью на деревьях. Только этим можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья. Эта ступень длилась тысячелетиями.
Полигамные отношения. На этой ступени существовали первобытные отношения между мужчиной и женщиной такие, когда внутри племени господствовали неограниченные половые связи, так что каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина – каждой женщине. Эта примитив-ная общественная организация относится к той отдаленной эпохе, что едва ли существуют среди ископаемых прямые доказательства ее существования. С некото-рого времени отрицалась эта начальная ступень половой жизни человека. Отрицалась во имя избавления человечества от этого «позора», ссылаясь на примеры прочего живого мира. Но длительное парное сожительство у позвоночных животных объясняется физиологическими причинами: например, у птиц тем, что самка нуждается в помощи в период высиживания птенцов. Семья животных и первобытное человеческое общество – вещи не совместимые. Первобытные люди, выби-равшиеся из животного состояния или совсем не знали семьи, или знали такую, какая не встречается у животных.
При подобных отношениях между мужчиной и женщиной, имеющих прямое или дальнее родство, имело место кровосмешение, при котором рождалось непол-ноценное потомство (идиоты, калеки и т. п.). Общество продолжало существовать за счет полноценного потомства, возникающего от родителей, не находящихся в каком бы то ни было родстве. В таких условиях постепенно возникала кровнородственная семья.
2. Средняя ступень. Начинается с введением рыбной пищи и с применением огня. То и другое взаимно связано, так как рыбная пища делается вполне пригодной к употреблению лишь благодаря огню. С этой новой пищей люди стали независимыми от климата и местности. Следуя по течению рек и по морским берегам, они расселялись на большей части земной поверхности. Грубо сделанные, неотшлифованные каменные орудия раннего каменного века, так называемые палеолитиче-ские, большею частью относятся к этому периоду. Они распространены на всех континентах и являются наглядным доказательством этих переселений. Заселение новых мест и постоянное деятельное стремление к поискам в сочетании с обладанием огнем, добывавшимся трением, доставили новые средства питания. Это со-держащие крахмал корни и клубни, испеченные в горячей золе или в земляных печах и дичь, которая с изобретением дубины и копья, стала добавочной пищей, добываемой от случая к случаю. Исключительно охотничьих народов никогда не существовало, потому что добыча от охоты слишком ненадежна. Вследствие по-стоянной необеспеченности источниками питания на этой ступени возникло людоедство (каннибализм), которое с этих пор сохраняется надолго. Главное достиже-ние этого периода – это открытие огня и возникновение членораздельной речи. На этой ступени развития совершенствовались и отношения между мужчиной и женщиной.
Кровнородственная семья – первая ступень семьи. Здесь брачные группы разделены по поколениям. Все деды и бабки в пределах семьи являются друг для дру-га мужьями и женами, равно как и их дети, то есть отцы и матери. Равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов, а их дети, правнуки пер-вых – четвертый круг. Таким образом, в этой форме семьи взаимные супружеские права и обязанности исключаются между предками и потомками, между родите-лями и детьми. Братья и сестры – родные, двоюродные, троюродные и более далеких степеней родства – все считаются между собой братьями и сестрами и уже в силу этого мужьями и женами друг друга. Родственные отношения брата и сестры на этой ступени развития семьи включали в себя половую связь между ними как нечто само собой разумеющееся.
И при такой форме существования семьи реже, но имело место кровосмешение. Такая семья постепенно вымирала и на смену ее приходила так называемая пу-налуальная семья.
3. Высшая ступень. Начинается с изобретением лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из обычных отраслей труда. Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способно-сти. На этой ступени возникли зачатки поселения деревнями и дальнейшим овладением производством средств существования. Это - деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество из древесного волокна без ткацкого станка, плетение корзин из лыка или камыша, шлифованные (неолитические) каменные орудия. Огонь и ка-менный топор дают возможность уже делать лодки из цельного дерева, а местами изготовлять бревна и доски для постройки жилища.
Пуналуальная семья. Если первый шаг вперед в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, то второй со-стоял в исключении ее для сестер и братьев. Этот шаг, ввиду большего возрастного равенства участников, был очень важным, но и труднее, чем первый. Он совер-шался не сразу, с исключения половой связи между единоутробными братьями и сестрами (с материнской стороны) сначала в отдельных случаях, потом постепенно становясь правилом. Закончился этот шаг запрещением брака даже в боковых линиях, то есть, для детей внуков и правнуков родных братьев и сестер. Здесь проис-ходило проявление принципа естественного отбора в природе.
Ряд или несколько рядов сестер становились ядром одной общины, их единоутробные братья – ядром другой. Сестры единоутробные и более дальних степеней родства были общими женами своих общих мужей только не братьев. Такие братья назывались «пуналуа», то есть близким товарищем, компаньоном. Равным обра-зом ряд братьев, единоутробных или более дальних степеней родства, состоял в общем браке с известным числом женщин, но только не своих сестер. Эти женщины называли друг дружку так же «пуналуа». Такая классическая форма семейного уклада существовала при пуналуальной семье. Она все время видоизменялась и усовершенствовалась благодаря естественному отбору. Непосредственно из пуналуальной семьи возникло понятие рода.
При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Если она и называет всех детей общей семьи своими и несет по от-ношению к ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных детей от остальных. Отсюда ясно, что раз существует групповой брак, то происхож-дение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия. Это признание происхождения исключительно по мате-ринской линии и развившиеся отношения наследования называются материнским правом.
2. Эпоха варварства.
1. Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства. Нужно сказать, что введение гончарного дела обязано первоначально обмазыванию плетенных или деревянных сосудов глиной с целью сделать их огнеупорными. Потом выяснилось, что формованная глина служит этой цели и без внутреннего сосуда.
С наступлением варварства человечество достигло такой ступени, когда приобретает значение различие в природных условиях великих материков, куда челове-чество расселилось. Характерным моментом периода варварства является приручение и разведение животных и возделывание растений. Восточный материк, так называемый Старый свет, обладал почти всеми поддающимися приручению животными и всеми пригодными для разведения видами злаков, кроме маиса. Запад-ный же материк – Америка, из всех поддающихся приручению млекопитающих обладала только ламой (Южная Америка), а из всех культурных злаков – только маисом. Вследствие этого различия в природных условиях население каждого полушария развивается своим особым путем.
Парная семья. Парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством, большей частью уже на высшей ступени дикости, кое-где лишь на низшей сту-пени варварства. Известное соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака. Мужчина имел главную жену среди многих жен и он был для нее главным мужем среди других мужей. Такое соединение отдельных пар все более и более упрочнялось в условиях многочисленности групп «братьев» и «сестер», между которыми брак стал невозможным. При такой растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более невозможными. Они вытеснялись парной семьей.
На этой ступени развития отношений между мужчиной и женщиной мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и нарушение верности оста-ются правом мужчин, хотя это имеет место редко в силу так же экономических причин. В то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние (измену) их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Такие браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно, два прогрессирующих племени сливались воедино.
Следовательно, развитие семьи в первобытную эпоху состоит в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри ко-торого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем более отдаленных родст-венников, наконец даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится практически невозможным. В результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается.
Если при прежних формах семьи у мужчин никогда не было недостатка в женщинах, то теперь женщины стали редки, и их приходится искать. Поэтому со вре-мени возникновения парного брака начинается похищение и покупка женщин. И здесь дело не самих вступающих в брак лиц, которых часто и не спрашивают, а их матерей. Нередко, таким образом, бывают просватаны два совершенно не знакомых друг другу лица, и им сообщают о заключенной сделке накануне бракосочета-ния. Перед свадьбой жених делает подарки сородичам невесты (то есть ее родственникам со стороны матери, но не отцу и его родственникам). Эти подарки счита-ются выкупом за уступающую девушку. Брак может быть расторгнут по желанию каждого из супругов, но у многих племен постепенно сложилось отрицательное мнение к такому расторжению брака. При раздорах между супругами посредническую роль берут на себя сородичи одной или другой стороны, и только в том слу-чае, если это не помогает, брак расторгается, при чем дети остаются у жены, и обеим сторонам предоставляется право вступить в новый брак.
Женщина у всех дикарей и у всех племен, стоящих на низшей и средней ступени варварства не только пользуется свободой, но и занимает весьма почетное по-ложение, так как признавать родной можно лишь мать, при невозможности с уверенностью знать родного отца. Постоянное богатство состояло только из жилища, одежды, грубых украшений и орудий для добывания пищи, которую изо дня в день приходилось добывать вновь. Обычно господствовала в доме женская половина. Запасы были общими, но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. Он не смел даже пытаться оказать сопротивление. Дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный род.
Общее домашнее хозяйство, в котором все женщины или большинство их принадлежат к одному и тому же роду, тогда как мужчины принадлежат к различным родам, служит реальной основой господства женщин или материнского права. Это был по сути матриархат.
2. Средняя ступень. На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения и с употребления для построек камня, а так же высушенного на солнце кирпича-сырца.
Запад до завоевания Америки европейцами дальше средней ступени варварства не пошел. Индейцам уже был известен способ выращивания в огородах маиса, тыквы, дыни и других огородных растений, которые составляли существенную часть их питания. Они жили в деревянных домах, в обнесенных частоколом дерев-нях. Северо-западные племена, обитавшие в бассейне реки Колумбии стояли еще на высшей ступени дикости и не знали ни гончарного искусства, ни какого бы то ни было возделывания растений. Обитатели Центральной Америки находились ко времени завоевания европейцами на средней ступени варварства. Кроме выращи-вания маиса и других культур приручили некоторых животных: индюка и других птиц, а так же ламу. Они были знакомы с обработкой металлов за исключением железа, и поэтому они все еще не могли обходиться без оружия и орудий из камня. Испанское завоевание оборвало всякое дальнейшее самостоятельное их развитие.
На востоке стали приручать животных, дающих молоко и мясо, между тем как культура растений еще очень долго оставалась здесь неизвестной. Приручение и разведение скота, образование крупных стад послужили причиной выделения арийцев и семитов из прочей массы варваров. Образование стад вело к пастушеской жизни в пригодных для этого местах: у семитов – на травянистых равнинах вдоль Тигра и Евфрата, у арийцев – на подобных равнинах Индии, а также вдоль Оксуса и Яксарта, Дона и Днепра. Возделывание злаков было вызвано здесь потребностью в корме для скота и только впоследствии стало важным источником питания людей. Обильное мясное и молочное питание арийцев и семитов благоприятно влияло на развитие их детей и качество потомства. На этой ступени людоедство постепенно исчезает и сохраняется лишь как религиозный акт или как колдовской обряд.
Возникновение моногамной семьи. Приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства и породили совер-шенно новые общественные отношения. Прогрессирующие пастушеские народы приобрели в стадах лошадей, верблюдов, крупного рогатого скота, овец, коз и свиней – имущество, которое требовало надзора и ухода, чтобы размножаться и доставлять обильную молочную и мясную пищу. Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний план. Охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью.
Такие богатства, поскольку они принадлежали первоначально роду, находились в их частном владении, нанесли сильный удар обществу, основанному на пар-ном браке и материнском праве. Парный брак ввел в семью новый элемент. Рядом с родной матерью он поставил достоверного родного отца, который был даже более достоверен, чем иные современные «отцы». Согласно существовавшему тогда разделению труда в семье, на долю мужа выпадало добывание пищи и необхо-димых для этого орудий труда, следовательно, и право собственности на последние. В случае расторжения брака он забирал их с собой, а за женой оставалась ее домашняя утварь. По обычаю тогдашнего общества муж был собственником нового источника пищи – скота. Но по обычаю того же общества его дети не могли ему наследовать, так как существовало материнское право.
Согласно материнскому праву до тех пор, пока происхождение считалось только по женской линии, а так же в соответствии с первоначальным порядком насле-дования в роде, умершему члену рода наследовали его сородичи. Имущество должно оставаться внутри рода. Ввиду того, что составляющие его предметы были незначительны, оно на практике переходило к кровным родственникам со стороны матери. Но дети умершего мужчины принадлежали не к его роду, а к роду своей матери. Они наследовали матери первоначально вместе с остальными ее кровными родственниками, но своему отцу они не могли наследовать, так как не принадле-жали к его роду. Имущество же отца должно оставаться в его роде. Следовательно, после смерти владельца стад его стада должны были переходить к его братьям и сестрам, а так же к потомкам его сестер и братьев. Его же собственные дети оказывались лишенными наследства.
Таким образом, по мере того как богатства росли, они, с одной стороны, давали мужу более влиятельное положение в семье, чем жене, и, с другой стороны, по-рождали стремление изменить традиционный порядок наследования в пользу детей. Но это не могло иметь места, пока происхождение велось в соответствии с материнским правом. Поэтому материнское право должно быть отменено, и оно было отменено. Было принято соглашение, что в будущем потомство членов рода мужчин должно оставаться внутри него, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род отца. Этим отменялось право наследования по материнской линии и вводилось определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии.
Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была ли-шена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Таким образом, в мире постепенно воцарился пат-риархат. Это приниженное положение женщины постепенно было лицемерно прикрашено, но отнюдь не устранено.
3. Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для запи-сывания словесного творчества. Эта ступень самостоятельно пройдена лишь в восточном полушарии была более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени вместе взятые.
Прежде всего, здесь впервые встречается плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тягловой силы. Благодаря этому стало возможно земледелие в крупном размере, полеводство. Затем происходила корчевка леса и превращение его в пашню и луг, что в широком масштабе невозможно было производить без железного топора и лопаты. Вместе с тем начался быстрый рост населения, которое стало густым на небольших территориях. Это позволяло им объединяться под единым центральным руководством, чего до этого времени никогда не случалось. Начали возникать государства.
Полный расцвет высшей ступени варварства выступает перед нами в поэмах Гомера, особенно в «Илиаде».
Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, повозка и боевая колесница, постройка судов из бревен и досок, зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями, гомеровский эпос и вся мифология – вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в эпоху цивилиза-ции.
3. Эпоха цивилизации
1. Низшая ступень. Цивилизация открывается шагом вперед в разделении труда. На низшей ступени люди производили только для собственного потребления. Изредка происходившие обмены были единичны, касались только случайно остававшихся излишков. На средней ступени варварства у пастушеских народов было уже имущество в виде скота, которое при определенной величине стада регулярно доставляет некоторый излишек продуктов над собственным потреблением. Одно-временно возникает разница между пастушескими народами и оставшимися племенами, не имеющими стад, следовательно, две рядом стоящие различные ступени производства. Это условие для регулярного обмена. На высшей ступени варварства происходит дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом, а значит производство части продуктов непосредственно для обмена. Этот обмен продуктами между отдельными производителями превратился в жизненную необхо-димость для общества. Цивилизация усиливает это разделение труда и создает прослойку общества, которая занимается уже не производством, а только обменом продуктов – прослойку купцов. Здесь впервые появляется класс, который не принимая никакого участия в производстве захватывает руководство производством продуктов и экономически подчиняет их себе, становится неустранимым посредником между производителем и потребителем. Купечество становится необходи-мым, а вместе с ним появляются металлические деньги, чеканная монета – новое средство господства не производителя над производителем и его производством. Был открыт «товар товаров», который в скрытом виде содержит в себе все товары, волшебное средство, способное превращаться в любую желанную вещь.
Вслед за покупкой товаров (продуктов для продажи) на деньги появилась денежная ссуда, а вместе с ней процент и ростовщичество. Наряду с богатством, за-ключающимся в товарах и деньгах, появилось богатство земельное. Право отдельных лиц на владение земельными наделами, предоставленными им первоначально родом или племенем, упрочилось настолько, что эти наделы стали принадлежать им на правах наследственной собственности. За последнее время эти лица стреми-лись к тому, чтобы освободить надел от прав на нее со стороны родовой общины, которые стали для них оковами. От этих оков они избавились. Полная, свободная собственность на землю означала не только возможность неограниченно владеть ею, но так же и возможность отчуждать ее. Но когда землевладелец сбросил с себя оковы верховной собственности рода и племени, он порвал так же узы, связывающие его с землей. Земля теперь стала товаром, который продают и закладывают.
Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация характеризуется:
1) введением металлических денег, а вместе с тем и денежного капитала,
процента и ростовщичества;
2) появлением купцов как посреднического класса между
производителями;
3) возникновением частной собственности на землю;
4) появлением рабского труда как господствующей формы производства.
2. Средняя ступень эпохи цивилизации начинается с изобретения и совершенствования огнестрельного оружия.
Цивилизации соответствует и вместе с ней окончательно утверждает свое господство новая форма семьи, основанная на моногамии - патриархальна семья.
Патриархальный уклад семьи. Здесь существует господство мужчины над женщиной, а отдельная семья является хозяйственной единицей общества. В настоя-щее время принято ориентироваться на крепкую патриархальную семью XIX века. В основе такой семьи лежало Дело. Строгое распределение функций между ее членами оставляло для эмоций мало места. Естественная, традиционная функциональность семьи сама по себе не делала ее счастливой, однако, многое упрощала. Муж требовал от жены, свекровь – от невестки, отец – от сына, жена – от мужа, но не для себя, а для семьи, для Дела, для (familia). Выражение было придумано для обозначения общественного организма, глава которого был господином жены, детей, имущества, земли и некоторого количества рабов. Он приобрел право распо-ряжаться жизнью и смертью всех этих подчиненных ему лиц.
Трезвость, верность, послушание, трудолюбие – ценности патриархальной семьи – носили не самоцельный, а прикладной характер, направлены были на ук-репление и процветание семьи, то есть на укрепление и процветание Дела, на обеспечение следующих поколений - носителей и реализаторов все того же Дела. Здесь преследовались и не допускались браки между членами различных имущественных сословий и как результат – появление внебрачных детей, которые стано-вились вне закона. Таким образом, жестокая нравственная начинка домостроя при всей своей строгости потребительской в принципе не являлась. Ответственность за семью, возлагаемая семьей на каждого была столь громадной, таким крепким был этот настрой, что растворял, поглощал песок и камни потребительства.
В настоящее время мы находимся на этой ступени развития человеческого общества и постепенно вступаем в высшую ступень. С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им в интересах собственников таким умелым, что это богатство сделалось неодолимой силой, противостоящей народу. Человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим собственным творением. Но все же настает время когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначе-ние человечества, если только прогресс останется законом для будущего, каким он был для прошлого. Время, прошедшее с наступления цивилизации – это ничтож-ная доля времени, прожитого человечеством, ничтожная доля времени, которое ему предстоит прожить. Завершение исторического поприща, единственной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, так как такое поприще содержит в себе элементы собственного уничтожения.
Демократия в управлении, ее совершенствование, братство внутри общества, равенство прав и стартовых возможностей освятят следующую высшую ступень развития человеческого общества, к которой стремятся опыт, разум и наука.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БОССАРТ А. Б. Парадоксы возраста или воспитания. М. Просвещение, 1991 г.
2. ХВОСТОВ В.М. Женщина и человеческое достоинство. Санкт-Петербург, 1914 г. –525 с.
3. ЭНГЕЛЬС Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. Госполитиздат, 1963.г.- 240 с.
Похожие статьи:
|