Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Термин «естествознание» получил широкое распространение в языке исследователей природы в XVII в. Содержание этого термина изменялось с историческим развитием науки в целом. В самом широком смысле «под именем естествознание должно понимать науку о строении вселенной и о законах ею управляющих», – такое истолкование понятия предлагает русская универсальная энциклопедия Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, указывая при этом на то, что «стремление и цель естествознания заключается в механическом объяснении строения космоса во всех его подробностях, в пределах познаваемого приемами и способами, свойствен-ными точным наукам, т. е. посредством наблюдения, опыта и математического вычисления» [1, с. 687–688].
Естествознание, выросшее из союза с философией, во все времена было направлено на постижение и объяснение основ мироздания. Постоянное стремление чело-вечества преобразовать окружающую его действительность, подчинить своим нуждам силы природы способствовало развитию естественнонаучного образования.
Следует отметить, что понятие естественнонаучное образование не имеет в справочной и педагогической литературе определенного толкования. Более того, до сравнительно недавнего времени определением этого понятия совсем не занимались: в русских дореволюционных изданиях, например, мы не обнаружили ни одной дефиниции естественнонаучного образования, только с конца XX в. в отечественных изданиях стали появляться его определения. Так, в Большой Советской энцик-лопедии указывается, что естественнонаучное образование «имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук – биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.» [2, с. 103].
Различают общее и специальное естественнонаучное образование. Общее естественнонаучное образование имеет своей целью систематическое изучение и позна-ние основ естественных наук и отдельных, наиболее общих законов природы. Специальное естественнонаучное образование направлено на подготовку специали-стов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения.
В отечественной научно-педагогической литературе вопросы об определении роли, педагогического потенциала и места естествознания в системе общего образо-вания обсуждается достаточно давно и активно. Уже в дореволюционный период в ряде публикаций осуществлены попытки оценить значение естественных наук в учебных планах школ. Так, Н. Н. Страхов в своей статье «Естественные науки как общеобразовательный предмет» (1865 г.) подчеркивает: «теперь мы уже можем видеть, насколько естественные науки удовлетворяют требованиям, какие делаются относительно общеобразовательного предмета. Они имеют или способны иметь все те свойства, какие мы считали нужными и важными в предмете входящем в общее образование, так, что их, несомненно, можно поставить наряду с математикой и языками» [3, с. 330].
Немаловажную роль в судьбе естественнонаучного образования сыграли ожесточенные споры между сторонниками материального и формального образования.
Сторонники материального образования обращали внимание на то, что изучение естественных наук лучше всего способствует развитию познавательных способ-ностей ученика. Во-первых, поскольку основы естественных наук просты и элементарны, и не нуждаются в упрощениях, то при изучении строго научной термино-логии, характерной для естествознания, каждое понятие ассоциируется с вполне определенным представлением. Во-вторых, при изучении реальных предметов изощряются органы чувств, с помощью которых человек получает знания о внешнем мире.
У сторонников материального образования был и другой аргумент: чем больше сумма знаний, обращающихся в обиходе, тем ближе идеалы экономического бла-госостояния, которое обуславливается рациональным использованием естественных богатств страны.
Апологеты формального образования настаивали на том, что изучение гуманитарных наук, и, в частности, древних языков, «одно и само по себе уже достаточно образует и развивает дух человека, приготовляя его к восприятию всевозможных – и нравственных и научных - истин» [Цит. по: 4, с. 356].
Необходимо отметить, что спор между сторонниками теории формального и теории материального образования, продолжающийся в течение XIX–начала XX вв., имел известное положительное значение для теории содержания естественнонаучного образования: одним из важнейших его последствий было стремление педаго-гов уяснить общеобразовательную ценность каждого предмета, в том числе и естественных наук, и, соответственно, определить их место в курсе средней школы.
Обстоятельное изучение теоретических проблем содержания общего образования позволило П. Ф. Каптереву сделать немало ценных выводов об образовательном значении естественнонаучных дисциплин. Так, например, по П. Ф. Каптереву, приоритетное место в ряду учебных предметов должно принадлежать изучению при-роды, одной или нескольким описательным и опытным естественным наукам. Педагогическая ценность их определяется тем, что наблюдения и сравнения отдель-ных фактов, позволяют ученику формулировать общие положения науки, а сочетания последних дают более широкие выводы. Вместе с тем в этих науках заключа-ется возможность проверять общие выводы, положения, идеи в опыте и наблюдении [5, с. 270 652].
Передовые русские натуралисты вели настойчивую борьбу за внедрение естественных наук в школу, придавая им огромное воспитательное и образовательное значение. «Естественнонаучное воспитание мысли дает человеку первые уроки и примеры разумной и плодотворной борьбы с естественным течением явлений», [6, с. 228] – писал Н. А. Умов, подчеркивая, что естествознание вводит ребенка в мир реальных вещей, а не в сферу идеализма и фантазии, как это делают древние языки. А. П. Павлов особо отмечал, что естествознание имеет своей целью научить учащихся «мыслить собственным умом, а не запоминать и повторять чужие мысли» [7, с. 134].
Послереволюционная школа с ее лозунгом трудового обучения выдвинула новые задачи перед школьным естествознанием. Важной особенностью постановки ес-тествознания в СССР было стремление связать теорию с практикой. В результате чего, начиная с 1922 г., требования органически связать проходимые в школе курсы ботаники, зоологии, химии, физики и т. д. с практикой сельского хозяйства и фабрично–заводской промышленности, звучали все сильнее. Кроме того, перед естествознанием в советской школе была поставлена задача воспитания молодежи в духе диалектического материализма. Значительные изменения внесло в курс естествознания принципиальное требование бороться через школу с религиозными суевериями и бытовыми предрассудками.
В современных условиях, «во время растущей автономии школ, характеризующейся возможностью изменения комбинации учебных предметов и уменьшающим-ся регулированием содержания и методов обучения, особое значение приобретают размышления о целях естественнонаучного образования» [8, с. 7–9].
В. В. Лунин [9], Т. А. Новикова и В. П. Бовин [10] к основным целям естественнонаучного образования относят: создание целостного представления о научной картине мира; усвоение научного метода познания и включению его в систему ценностей современного человека.
В связи с обозначенными целями определяют следующие задачи естественнонаучного образования:
– формирование научного мировоззрения, современной естественнонаучной картины мира и естественнонаучного миропонимания;
– раскрытие единства строения материи, универсальности, фундаментальности законов природы;
– усвоение научных методов познания;
– воспитание научной культуры;
– применение полученных знаний в повседневной жизни;
– приобретение умений ориентироваться в окружающем мире;
– развитие познавательных, нравственных, эмоциональных качеств личности;
– формирование природоохранных знаний и экологической культуры.
Перечисленные задачи определяют основные идеи естественнонаучного образования: идеи единства, деятельности, совмещения, вариативности, гуманизации [11].
В заключение отметим, что во все времена пристальное внимание человечества было направлено на постижение, объяснение основ мироздания. Постоянное стремление людей преобразовать окружающую его действительность, подчинить своим нуждам силы природы способствовало развитию естественнонаучного знания.
На протяжении веков естественнонаучное образование не только содействовало социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в разных социально-экономического условиях, но и способствовало воспитанию гуманного человека, формированию у него целостного представления о научной картине мира и осозна-нию своего места в мире.
1. Бекетов, А. Естествознание [Текст] : ст. / А. Бекетов // Энциклопедический словарь: в 86 т. Т. XIА. Евреиновы – Жилон / И. А. Ефрон, Ф. А Брокгауз. – СПб., 1894. – С. 687 688.
2. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : в 30 т. Т. 9. Евклид – Ибсен / глав. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М., 1972. – 624 с.
3. Страхов, Н. Н. Естественные науки как общеобразовательный предмет [Текст] : ст. / Н. Н. Страхов // Русская педагогика в главнейших ее представителях. Опыт педагогической хрестоматии / сост. М. И. Демков. – М., 1898. – С. 330.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] : в 4 т. Т. IV. Ч. II. / сост. Н.А. Желваков, под общ. ред. С. А. Каменева. – М., 1936. – 516 с.
5. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки [Текст] : теория образования / П.Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982. – С. 270 652.
6. Умов, Н. А. Значение опытных наук [Текст] / Н. А. Умов // Собр. соч. : в 3 т. - Т. 3. – М., 1916. – С. 228.
7. Павлов, А. П. О типах средней общеобразовательной школы [Текст] / А. П. Павлов // Павлов, А. П. Избр. пед. труды. – М., 1959. – С. 134.
8. Кюнельт, Г. Цели естественнонаучного образования [Текст] : ст. / Г. Кюнельт // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла: сборник / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб., 1998. – С. 7 8.
9. Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе [Текст] : ст. / В. В. Лунин // Физика в школе. - 2001. - № 6. – С. 16 20.
10. Новикова, Т. А., Бовин, В. П. К вопросу о целях естественнонаучного образования [Текст] : ст. / Т. А. Новикова, В. П. Бовин // Вестник Удмуртского универси-тета: физика. - 2005. – № 4. – С. 225 230.
11. Скрипко, З. А. Концепция естественнонаучного образования учащихся классов гуманитарного профиля [Текст] : автореф. дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / Скрипко Зоя Алексеевна. – Томск, 2006. – 37 с.