Омский государственный педагогический университет, «Школа Интеллект» г. Омска
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Гуманизация обучения как основа определения ценностных смыслов для реализации и функционирования современной школы предполагает развитие личностных возможностей каждого учащегося и соответствует содержанию проблемного обучения, обосновывающего различные способы развития личности. А так же предполагает связь содержания и процесса обучения с высшими ценностными критериями личности. Для достижения этой цели необходимо воспитывать и развивать личность в системе ценностных взглядов, а также формировать основы научных знаний.
Необходимость нравственного, гуманного отношения к природе издавна подчеркивалась различными учеными и философами. Однако в настоящее время необходимость осознания целостности природы как высшей ценности приобрела особую актуальность. Особую роль играет общение человека с природой. Очевидно, что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет, как реализовываются в нем законы природы. Это необходимо не только для общего развития, но и для гуманистического отношения к окружающей среде. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого надо понимать, по каким законам они совершаются. Каждому человеку сегодня необходимо иметь целостное представление о природе и мире, опирающееся на естественнонаучные знания. Биологические знания дают фундаментальные представления о структуре окружающего мира и месте человека в нем. Эти знания активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют выработке адекватного отношения к окружающему миру. Изучение основ естественных наук, в частности биологических обогащает учащегося знаниями, необходимыми для осознания роли и места человека в природе, способствует созданию осознанной ориентации личности в окружающем мире, пониманию возможных перспектив и последствий деятельности человека. Содержание и организация образования должны быть перестроены таким образом, чтобы учебно-воспитательный процесс обеспечивал формирование у учащихся ценностных взглядов, происходящих из соотнесения знаний с контекстом высших ценностей, и во всех проявлениях был ориентирован на развитие нравственности учащихся.
Основной гуманистической идеей при формировании мировоззрения учащихся в процессе обучения биологии является - направленность обучения на развитие личности учащихся, путем приобретения системы взглядов, которые формируются в результате соотнесения научного мировоззрения с гуманистическими ценностными идеями и способные служить основой нравственного выбора личности. Основными особенностями содержания обучения биологи, выступающего в качестве субстрата развития учащихся в специально организуемой деятельности являются: мировоззренческая значимость биологических знаний, биологический понятийный аппарат – как система описания биологических объектов, единство всех аспектов учебного содержания (теоретического, практического, описательного и мировоззренческого). Для этого содержание учебного предмета «биология» и процесс его освоения следует соотнести с психологическими новообразованиями, проявляющимися в характерных возрастных особенностях учащихся (развитие интеллектуальной, мотивационной сфер). Это составляет основу реализации личностно ориентированного подхода, основывающегося на создании индивидуальных образовательных маршрутах, траекториях для каждого учащегося.
Благодаря внедрению уроков направленных на формирование мировоззрения учащихся в рамках школьной программы, через реализацию гуманистических идей современное образование сможет выйти на новый этап своего становления и развития, т. е. осуществится переход с репродуктивного пути обучения на творческую ступень. И в школе будут заложены основы нравственности личности, что в будущем позволит каждому учащемуся ориентироваться в окружающем мире и жить в нем, не изменяя и не разрушая его.