Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Практическое занятие это та форма обучения в медицинском вузе, при которой студенты имеют наибольший контакт с преподавателем и сталкиваются с реальной врачебной деятельностью. Именно на практических занятиях преподаватель может и должен обеспечить управляемое формирование действий и понятий.
В соответствии с целью занятия задачи строятся в виде моделей клинических ситуаций, а вопрос задачи обычно соответствует вопросам, возникающим во врачебной практике: поставьте диагноз, поставьте предварительный диагноз, составьте план лечения или вопрос: «Ваша тактика». Так, на занятии посвященном гингивиту у детей, студентам следует предложить задачи на диагностику катарального, атрофического, гипертрофического, хронического и обострившегося, локализованного и генерализованного гингивита.
Использование только «типовых» задач, совпадающих с клиническим описанием заболеваний, приводит к формированию неадекватных способов мышления, поскольку заболевание «в чистом виде» т.е.без сопутствующих процессов, без особенностей, зависящих от организма, практически не встречаются. Сложная задача отличается от «типовой» включением в нее несущественных моментов, отвлекающих решающего. Все условия делятся на существенные и несущественные. Соотношение их дает четыре варианта:
1. все существенные – нет несущественных
2. все существенные- есть несущественные
3. не все существенные – нет существенных
4. не все существенные- есть несущественных
Варьирование создает условия для отражения реальных клинических ситуаций. Обучение дифференцировке существенных и несущественных условий является необходимым условием формирования клинического мышления.
Форма задач может быть различной, но должна быть четкой, с однозначными ответами и краткими решениями.
Задачи для контроля исходного уровня знаний служат также для самоподготовки и самоконтроля студентов.
В ходе группового решения задачи содержание учебной деятельности выступает как средство общения, преодолевается фронтально-индивидуальный характер традиционного обучения, создаются благоприятные условия для актуализации межличностных отношений, развивается целостно- ориентационное единство, происходит формирование коллектива. Взаимодействие учащихся стимулирует развитие самооценки .
Групповые способы обучения студентов влияют на улучшение качества усвоения /примерно на 20-30% увеличивают «прочность» сформированности действий\, формируют положительную мотивацию к учебному предмету и профессии, вырабатываются навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Согласно современным представлениям о закономерностях процесса усвоения грамотных профессиональных действий необходимо развернуть решение ситуационных задач студентами на основе ориентировочной основы действия.