Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника «Спроси меня Всевышний: «У тебя сын с синдромом Дауна? Чем помочь тебе?» Об одном только и попрошу: «Сделай так, чтобы его не замечали», — делится своей болью Б. Кривошей, публицист, защитник прав инвалидов, отец молодого человека с синдромом Дауна. [2] Действительно, нездоровое любопытство к людям, чем-то отличающимся от других, сидит во многих в виде плохо скрываемой нетерпимости и готовности заклеймить. По мнению профессора В. А. Лекторского, сегодня энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, так долго копившаяся, вырвалась наружу [3]. Локальные войны, террористические акты, преследование национальных меньшинств – вот результат действия этой разрушающей силы под названием нетерпимость. Учёный считает, что в нашей стране нетерпимость приобрела какую-то чудовищную силу. Общество стало менее толерантным ко всему, что не входит в сферу его интересов, особенно к «другим» людям. Как считает профессор Ю. Т. Матасов (РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург), очень часто в основе нетерпимого отношения к умственно отсталым лежит допущение, что такие люди не являются носителями личностных качеств, что к ним не могут быть применены мерки, которые используются для оценки обычных членов общества [4]. Конечно, нельзя смешивать личностную несостоятельность умственно отсталого и нетерпимое к нему отношение. Обращаясь к выступлению профессора Ю. Т. Матасова, хотелось бы подчеркнуть его мысль о том, что опыт межличностных отношений показывает: тот, кто не способен в процессе общения с умственно отсталыми людьми признавать их человеческое достоинство, рискует продемонстрировать свою собственную неполноценность. Люди, выступая в социуме в виде единого организма, невольно принимают на себя обязанность строить общение с умственно отсталыми так, как если бы они обладали всеми достоинствами развитой личности. История нашего государства свидетельствует об ином отношении. На Руси такие люди являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место: к ним относились, как к людям, отмеченным Богом. Позднее, в социалистическом обществе, считалось, что члены семьи — это строители «светлого общества», а ребёнок-инвалид, естественно, не мог вырасти потенциальным строителем. Какова же картина отношения к умственно отсталым людям в современных странах? В Швеции в 1866 г. была основана «школа для идиотов», в которой обучались четверо детей с нарушениями умственного развития. В 1968 г. вступил в силу «Закон об уходе за некоторыми лицами с отставанием в психическом развитии», после чего отставание в умственном развитии перестало быть психиатрическим диагнозом и стало считаться функциональным нарушением. А в 1994 г. было введено право на личного ассистента. В Финляндии существует сходный со шведским закон. Уход осуществляется в закрытых учреждениях и в психиатрических клиниках. В Германии существует объединение родителей детей — инвалидов и персонала. Закрытые учреждения принадлежат религиозным или благотворительным организациям. Большое количество умственно отсталых проживает в психиатрических клиниках. В Голландии тремя религиозными группами при поддержке государства созданы все условия для инвалидов: программа обучения, центры дневного пребывания, особые мастерские. Во Франции система ухода за инвалидами разобщена и находится в руках частных владельцев и организаций. В США наиболее развито интегрирующее обучение. Во многих штатах суд может обязать органы управления разработать программу абилитации для конкретного человека. Российские законодательные акты относительно людей с нарушениями развития по содержанию приближаются к законам, принятым во всём мире. Посетившие нас шведы А. Бакк и К. Грюневальд описали российскую систему ухода следующим образом: «Обучаемые умственно отсталые учатся в больших специализированных школах-интернатах; необучаемые содержатся в специальных интернатах, подведомственных системе здравоохранения. Обучение систематическое и основывается на жёсткой дисциплине. Материальные условия проживания плохие». В ПГПУ им. В. Г. Белинского был проведён опрос студентов 4 курса факультета начального и специального образования, в ходе которого выяснилось следующее отношение к людям с интеллектуальными нарушениями: ― «государство должно выдавать денежные пособия для того, чтобы за такими людьми был осуществлён нужный уход» — 25%; ― «когда я вижу таких людей, мне их очень жаль» — 40%; ― «боюсь, что у меня могут быть дети с отклонениями в развитии» — 10%; ― «имеются родственники с отклонениями в развитии» — 5%; ― «хотелось бы помочь им стать полноценными членами общества» — 5%; ― «сочувствие родителям» — 10%; ― «уровень современной медицины позволяет на ранних сроках беременности выявить отклонения в развитии плода и избавиться от будущего ребёнка» — 5%. Как видно из опроса, мнения разные, но присутствует и положительный момент: большинство будущих педагогов выразили сочувствие и желание помочь людям с отклонениями в развитии. В заключение хотелось бы вспомнить слова Ст. Густафсона: «…Человек-личность, способная действовать и творить. …Каждый человек продуктивен, хотя то, что он создаёт, может иметь низкую ценность в глазах окружающих».
Литература: 1. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / Пер. со шведск. – СПб: ИРАВ, 2001. – 360 с. 2. Кривошей Б. Несуществующий народ: Раздумья о жизни умственно отсталых молодых людей, их родителях и обществе. СПб: Изд-во журнала «Нева», 2003. – 88 с. 3. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и крицитизме // Вопросы философии. – 1997. – №11. – с. 46-54. 4. Матасов Ю. Т. Толерантность и стигматизация в российской практике специального образования. Выступление на конференции, посвящённой проблемам специального образования, проходившей 20-23 октября 2003 г. в РГПУ им. А. И. Герцена, СПб.
|