Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск.
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Одной из негативных особенностей современной научной медицины Ю.Н. Штейнгардт считает ее «ветеринаризацию (биологизацию, деперсоналиазцию, дегуманизацию)»[1]. Проявлением этого являются (1)сведение человеческого существования к анатомо-физиологическим комплексам, (2)интенсивная технизация труда врача, когда лечит не врач, а компьютер, (3)«стандартизация многих видов лечения в противовес его необходимой индивидуализации». Принцип «лечить не болезнь, а больного» (за некоторым исключением) должен оставаться кардинальной врачебной заповедью
В этой связи чрезвычайно важным представляется опыт медицинской деятельности доктора Гааза. Фридрих Иосиф Гааз - уроженец Южной Германии. В России его называли «святым доктором», причислили к лику православных святых.
Блистательный врач-офтальмолог он прибыл в Москву в 1802 году по приглашению вельможи Репнина, которого он успешно излечил, поселился в Москве и быстро приобрел известность, влиятельные связи, практику. Однако в историю медицины он вошел не благодаря научному вкладу, а своей беспримерной жертвенной деятельностью. Назначенный в 1807-м году главным врачом Павловской больницы, он в свободное время лечил больных в богадельнях, приютах, тюремных больницах, за что был награжден Владимирским крестом 4-й степени. За его настойчивое заступничество перед властями за нищих простолюдинов в свете его называли «утрированным филантропом».
Он был врачом по призванию, филантропом по способу существования. Смысл его жизни составили благотворительность, активная деятельность на благо несчастных, помощь больным и страждущим. Уже в 1806 году в Преображенском приюте он обнаружил множество людей, страдающих болезнями глаз, и с разрешения губернатора Ланского занялся их лечением, увенчавшимся успехом. Именно это и повлияло на решение царицы Марии Федоровны назначить Гааза главным врачом Павловской больницы. И хотя доктор сразу же приступил к выполнению новых обязанностей, он не забывал своих малообеспеченных больных.
Доктор заботился не только о физическом, но и о душевном здоровье своих подопечных. Будучи членом Московского комитета попечительства о тюрьмах, созданного в 1829 г., он доказывал необходимость распространять среди арестантов литературу религиозного содержания, особенно Евангелие. Федор Петрович энергично проводил в жизнь идеи по улучшению условий содержания заключенных. Например, по поручению Комитета Федор Петрович приказал пристроить к северному крылу Бутырской тюрьмы для ссыльных «образцовое» здание. Там были организованы мастерские, а в Пересыльном замке в 1836 году - школа для детей арестантов. В 1832 году Гааз устроил тюремную больницу (на 100 коек) на Воробьевых горах. По его предложению было подано 142 прошения о помиловании осужденных, о смягчении наказания или пересмотре дел. С 1829 по 1853 год на его средства Комитет смог выкупить 74-х крепостных, чтобы те могли сопровождать своих родных при этапировании в места заключения.
Но не только арестанты были предметом неустанных забот Гааза. В те времена на улицах Москвы было множество бедных и больных людей. Федор Петрович подбирал их и привозил в свою «гаазовку» - полицейскую больницу для нищих и бродяг, открытую в 1845 году, где он был бессменным главным врачом.
Всю сознательную часть своей жизни Федор Петрович Гааз провел при тюрьмах и больницах, помогая несчастным и обездоленным. Он завоевал огромную любовь и уважение народа. Участие в Московском комитете попечительства о тюрьмах стало главным делом его жизни. Доктор Гааз заставил изменить отношение общества к преступникам. Арестантов кормили помоями, держали в кандалах, вместе в одной камере женщин и мужчин, приковывали «на прут» по двое — когда один узник умирал, второй еще долго тащил за собой труп товарища. Федор Петрович с немецкой педантичностью часами ходил по кабинету в ножных кандалах, а потом доказывал властям, что наказание за преступление не должно превращаться в невыносимую пытку. По его настоянию на кандалах был заменен металл на более легкий сплав. А бесчеловечное изобретение — прут — и вовсе был отменен. По его ходатайству женщин и мужчин стали держать в заключении раздельно, и для женщин-арестанток был смягчен тюремный режим. Это доктор Гааз добился, чтобы к осужденным женщинам с грудными детьми в тюрьмах и острогах было более гуманное отношение.
Федор Петрович неутомимо хлопотал и за раскольников, которых также причисляли к государственным преступникам.
Федор Петрович не знал страха — ни перед людьми, ни перед смертью. Во время эпидемии холеры в 1830 году он, принимая в больницу дрожащих от озноба холерных больных, обнимал их и целовал, чтобы внушить надежду. Он мог лечь в ванну после холерного больного и переночевать на одной койке с прокаженным, чтобы укрепить дух страдальца. Федор Петрович Гааз помогал больным не только лекарствами, лечением и сердечным участием, он помогал им бороться со страхом, который разрушает организм сильнее, чем сама болезнь. Сострадание святого лекаря к людям не знало границ. Однажды Федор Петрович три часа просидел у постели девочки, которая умирала от рака. Ее разрушенные ткани издавали страшное зловоние. Даже мать девочки не могла с ней находиться в одной комнате, а доктор Гааз целовал несчастного ребенка и благославлял три часа, помогая духовно приготовиться к уходу в иной мир.
«Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно... любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться», — писал Федор Петрович своему воспитаннику Норшину.
Ф. П. Гааз скончался в «гаазовке» 16 августа 1853 году. Хоронили «святого доктора», как нищего, за счет полицейского отделения, но за его гробом шло 20 тысяч москвичей. Над его могилой на Немецком кладбище (ныне Введенском) неизвестный меценат воздвиг грандиозный памятник — гранитную глыбу с крестом и решетки с массивными кандалами. Здесь и сегодня каждый день свежие цветы.
Замечательным памятником доктору Газу, по мнению современников, явился биографический очерк А.Ф.Кони, запечатлевший в памяти людей образ этого удивительного человека[2].
Доктор Гааз явил замечательный образец той высокой толерантности, о которой начали широко говорить лишь на рубеже 20-21-х веков. На могиле Гааза начертан девиз его жизни: «Спешите делать добро!».
Список литературы:
1.Штейнгардт, Ю.Н. Жизнь, откровения и крамольные мысли старого томского профессора / Ю.Н. Штейнгардт. - Томск: Издательство Томского университета, 2003. – 180 с.
2.Священник Георгий Чистяков. Наследие христианского Запада и православный Восток // Священник Георгий Чистяков. Размышления с Евангелием в руках. - М.: Путь, 1996 . - С. 92-107.
|