Балашовский филиал Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Масштабные социо-культурные и экономические трансформации, происходящие в России в настоящий момент, повлекли за собой ревизию ментальных репре-зентаций личности, определили направление для построения новых ценностных конструктов успешности жизнедеятельности. В этой связи феномен социального самочувствия отражает основные тенденции мироощущений и является индикатором психологического состояния общества в целом. Противоречивый фон соци-ального самочувствия общества подразумевает нестабильность в сфере удовлетворенности жизнью отдельной личности, как субъекта собственной жизнедеятельно-сти. Решение данного вопроса нашло отражение в рамках научно-исследовательского проекта «Взаимосвязь развития способности к антиципации и динамики социального самочувствия подростков группы риска», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 08-06-00364а).
Психологические, социально-философские, политические и социологические трактовки социального самочувствия нашли отражение в трудах: К.А. Абульхано-вой-Славской, О.Л. Барской, А.Л. Журавлева, А.А. Русалиновой, О.В. Коротеевой, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, Ю.А. Левада, Б.Д. Парыгина, В.А. Соснина, С.В. Харченко, А.К. Уледова. Междисциплинарный подход в изучении проблемы социального самочувствия позволил не только расширить спектр исследователь-ских действий, но и значительно углубить терминологический аппарат данного понятия, определить его основные компоненты и специфику. В тоже время, различ-ные аспекты трактовок феномена позволяют судить о недостаточной отрефлексированности сущности социального самочувствия в контексте изменяющегося обще-ства.
Социологический аспект изучения социального самочувствия предполагает его исследование в русле проблематики образа жизни (О.Л. Барская, Т.М. Дридзе, И.Т. Левыкин, Э.А. Орлова и др.), который характеризует восприятие и оценку индивидуумом социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовле-творения потребностей и реализацией жизненных планов.
В рамках психологических исследований социальное самочувствие отражает социально-психологического состояние личности, возникающее под влиянием объ-ективных обстоятельств жизнедеятельности (Н.В.Панина, А.А. Русалинова).
Так, А.А. Русалинова, в структуре социального самочувствия выделяет два компонента психики - когнитивный (знания и оценки социальной ситуации и своего места в ней) и эмоциональный (переживания и чувства человека, связанные с его взаимодействием с социальной действительностью). Н.Е.Симонович, В.А.Кольцова, Ю.Н.Олейник выделили третий компонент - поведенческий.
Е.И. Головаха, Н.В. Панина, А.П. Горбачик рассматривают социальное самочувствие с позиции эмоциональных и оценочных характеристик, в которых проявля-ется отношение к самому себе и к той социальной системе, в которой личность находится.
Взгляды психологов, относительно области принадлежности социального самочувствия, определяют разницу в теоретическом и практическом подходах по его изучению. Социальное самочувствие рассматривается с одной стороны, как явление массового сознания и социальной психологии, с другой, - как индивидуально-личностное состояние. В западной социальной психологии и социологии проблему социального самочувствия личности исследовали: Т. Адорно, Д. Кэмпбелл, К. Левин, Э. Толмен, С. Халл, В. Хесле, М. Шелер, Э. Эриксон. Социальное самочувствие рассматривается здесь как компонент общественного сознания и исследуется в контексте выявления изменения его состояния на фоне социально-культурных трансформаций в обществе.
В отечественных психологических исследованиях самочувствие, как правило, относят к высшим уровням общественного сознания — сфере идеологических, по-литических, духовных явлений.
Б.Д. Парыгин, выявил достаточно сложную и опосредованную зависимость самочувствия индивидуума от целого ряда факторов как макромасштабных, так и личностных. Им было показано, что социальное самочувствие индивида находится в существенной зависимости не только от его статуса в коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида (Б. Д. Парыгин).
Ряд исследователей, изучая индивидуально-личностный уровень социального самочувствия, прибегают к помощи системы показателей, относящихся к сфере са-мосознания человека: «самооценка», «самоощущение», «отношение к себе самому», «неосознанные установки, представленные в переживании индивида» (А.П. Копылова, Б.Д. Парыгин, А.А. Русалинова, П.М. Якобсон и др.).
Таким образом, представляется важным изучение социального самочувствия не только как социально-психологического феномена, но и как индивидуально-личностного. При этом значимую роль приобретают собственно личностные характеристики человека - самоотношение, самопринятие, самореализация и самоак-туализация. В этом случае самосознание выступает как самообъективированный личностный опыт. А социальное самочувствие как форма организации жизнедея-тельности и активности личности в обществе - основание становления ее субъктно-объектных отношений в социуме.
Похожие статьи:
|