Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Печать E-mail
Автор Ржешниовецкий Г.П.   
05.10.2009 г.

Тульский государственный университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Современный мир, природа и человек» (2009 год, Том 1, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (6 мб)


Структура компетенции.
Интеллект и личностные особенности лежат в основании, как освоения профессии, так и деятельности в ней [2,4]. Это положение носит универсальный характер и кардинальным образом определяет успешность освоения когнитивных компетенций («знать»), приобретения умений («уметь»), использования навыков («делать»), а также характеризует их обладателя личностными компетенциями («быть») [2,3].
Таким образом, психологические способности (компетенции), а именно, интеллектуальные и личностные (в т. ч. коммуникативные, адаптивные) наличествуют в структуре любой компетенции, и являются тем самым «ядром», которое можно консолидировано идентифицировать. Ибо «ядро» определяет эволюцию когнитивных компетенций в общенаучные, а также эволюцию общепрофессиональных и профессионально профилированных (специализированных) компетенций [2,4].
При совпадении компетентностной модели выпускника идеального (КМВ) с компетентностной моделью должности (КМД) достигается 100% кпд эффективности работы. Необходимо, чтобы тип интеллекта соответствовал типу задач, решаемых в данной профессиональной области. Только тогда профессиональная деятельность может быть успешной. Если у человека тип интеллекта не соответствует типу решаемых задач, то при анализе проблемы у специалиста не может сформироваться адекватное представление о ней, следовательно, и принимаемое решение будет неверным [4]. Таким образом, именно «ядерный» подход и реализует студентоцентрированную концепцию реформы высшего образования [2].
Субъектом труда является человек, его личность. При совпадении или мало значимом различии «ядер» КМВ и КМД работник значительно быстрее адаптируется к конкретным производственным условиям. Его деятельность гораздо быстрее и чаше сопровождается успехами. Такая личность полноценно самоактуализируется, реализуясь в успешной профессиональной деятельности. В этом случае удовлетворяются запросы работодателя в виде хорошего работника, самого работника, семьи и общества.
При значительном несоответствии «ядер» КМД и КМВ наблюдается противоположная картина. Проблемы начинаются зачастую у студента с первых курсов обучения в вузе. Кое-как закончив вуз, такой «специалист» испытывает многочисленные трудности, допускает грубые ошибки и несуразности, подвергается отрицательным воздействиям со стороны руководства и сотрудников. «Человек не на своем месте» - говорят о таком. Такой работник невротизируется из-за развивающегося комплекса неполноценности, страдает многочисленными психосоматическими заболеваниями, приобретает вредные привычки. В такой ситуации страдают все. Естественно, в этих схемах далеко не вся «суровая правда жизни». В данном случае важны тенденции процессов [2].
В случае значимого несоответствия моделей КМД и КМВ уместно привести цитату: «Метод компетенций, - говорят исследователи из США, - делает упор на валидности критериев: важно то, что действительно приводит к наилучшему исполнению работы». Один из директоров по управлению персоналом остроумно заметил: «Можно и индейку научить лазать по деревьям, но лучше нанять белку» [цит. по 1].
Классификация компетенций.
Таким образом, проблема классификации – это проблема «ядра». Такой «ядерный» каркас и определяет методологию построения классификации. Установлено, что ряд интеллектуальных и личностных характеристик имеют возрастные ограничения в своем развитии [3,4].
(иметь - значит быть наученным, что- либо приобрести или изменить за время обучения в вузе; обладать - значит иметь способность на момент поступления, и не развиваемую во время обучения в вузе)
ОБЩИЕ (ОБЩЕНАУЧНЫЕ):
когнитивные компетенции:
иметь базовые общие знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально – экономических наук; лингвистические науки и др.;
иметь достаточный уровень технической грамотности: владеть современными средствами вычислительной техники, в т.ч. компьютерной, коммуникации и связи;
уметь извлекать и анализировать необходимую информацию из различных источников;
иметь развитое правосознание:
-1)быть готовым подчиняться системе представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между гражданами государства, между личностью и государством;2)обладать способностью признания и уважения других ценностей, верований и культурных традиций; быть ориентированным на объективные, единые и обязательные для всех нормы трудового права.
интеллектуальные компетенции:
иметь самостоятельность мышления;
иметь аналитические способности: - интуитивное понятийное мышление,
(интуитивный анализ):
- умение видеть, выделять основное, значимое, главное в описательном, неструктурированном материале; понимать внутренний смысл высказываний, сообщений, отделять существенные, константные свойства, характеристики объектов и явлений от «внешних», второстепенных;
– понятийное логическое мышление:
- умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира; умение видеть внутреннюю логику в последовательности событий, происходящих изменениях, вычленять алгоритмы деятельности;
обладать абстрактным мышлением:
– умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации, совершать различные логические преобразования самих операций.

обладать математической интуицией:
- умение «автоматически» использовать стандартные математические алгоритмы, сразу видеть тип задачи и результат ряда сложных вычислительных операций.
обладать практическим интеллектом (здравый смысл, рассудительность, умение выделять в информации практически значимую сторону, практически важные детали)
иметь общую осведомленность (обладание обширными фактологическими знаниями из разных сфер): иметь способность создавать собственные, индивидуальные методы для систематизации информации, «цепкость» интеллекта, наличие постоянно действующей установки на удержание, сохранение разнообразной фактологической, непосредственно не относящейся к работе (учебе) информации (характеризует широту кругозора)
иметь логическую память:
- быть способным запоминать предварительно осмысленную, структурированную информацию, выделять ее внутреннюю закономерную логику.
обладать необходимой скоростью переработки информации
быть внимательным:
- быть способным удерживать внимание необходимого уровня в течение заданного времени.
обладать образным синтезом - способность к формированию целостных представлений на основе последовательно накапливаемой, но не систематизированной, разрозненной, отрывочной, неполной информации;
1)умение во внутреннем плане преобразовывать наблюдаемую ситуацию, представлять ее под разными углами зрения, образно оценивать возникающие смыслы и впечатления; 2)способность целостного осмысления больших объемов разрозненной, несистематизированной информации.
иметь дивергентное мышление (смекалка, творческий практический интеллект):
-1)способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения; 2)иметь (обладать) широту умственного поиска; 3)умение использовать отдаленные аналогии и ассоциации, находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны и устоявшиеся мнения.
личностные компетенции:
иметь социальный интеллект:
- 1)обладать прогнозом событий; умение понимать невербальную информацию (чтение пантомимики); 2)умение понимать вербальную информацию (понимание речи в контексте ситуации); 3)умение понимать (обладать способностью, понимать) мотивы поведения; 4)умение разрешать конфликты.
быть исполнительным
обладать волевым самоконтролем:
- 1)умение планомерно направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца и в срок; 2)обладать способностью контроля эмоциональных реакций, сдерживания в конфликтных ситуациях.
быть уравновешенным
быть достаточно честолюбивым:
- иметь представление о себе как о человеке, способном чего-то добиться в жизни, строить планы будущей карьеры.
обладать лидерскими способностями:
- 1)быть способным самостоятельно принимать решения не только в обыденных, но и серьезных жизненных ситуациях и нести за них ответственность; 2)быть способным доминировать над людьми; 3)иметь активную жизненную установку.
быть новатором (иметь творческий потенциал):
- быть активным, творческим, экспериментирующим, самостоятельно мыслящим, склонным к инновационной деятельности; иметь достаточную интуитивность, эстетическое развитие.
(необходимо для эстетического восприятия, поэзии, литературы, искусства, гуманитарных и творческих профессиях).
быть прагматиком:
- быть способным адекватно оценивать возникающие проблемы и ситуации, выбирать реально достижимые цели; быть готовым к компромиссам между своими желаниями и обстоятельствами.
быть самокритичным:
- иметь представление о своих недостатках; адекватно оценивать свои способности, качества и поступки.
быть предупредительным (производственно проницательным):
- 1)быть способным вовремя замечать осложнения обстановки, иметь адекватную реакцию мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях; 2)обладать достаточной адаптивностью и гибкостью поведения, способностью к предупредительному реагированию; 3)иметь готовность к неприятностям и осложнению ситуации.
быть психологически энергичным:
- быть способным эмоционально и личностно включаться в дело, выполнять работу «с душой», «с огоньком».
быть адаптивным:
- иметь достаточную адаптивность и гибкость поведения;
быть стрессоустойчивым.
коммуникативные компетенции:
быть дипломатичным:
- уметь подстраиваться, принимая манеру общения, свойственную собеседнику или ожидаемую им; быть способным менять поведение, манеру общения, лексику и жестикуляцию в зависимости от собеседника.
быть доброжелательным:
- иметь установку первоочередного отмечания достоинств человека, уважение и ценности окружающих его людей.
быть объективным в оценке людей:
- умение разбираться в людях, иметь способность объективно оценивать их деловые и личностные качества; видеть положительные стороны, признавать достоинства даже у тех людей, которые не нравятся, и видеть недостатки у тех, к которым положительное отношение.
быть достаточно конформным:
- быть способным учитывать и придерживаться норм и ценностей в группе, с которой себя идентифицирует; с уважением относиться к групповому мнению, быть направленным на сотрудничество, не исключать возможности подчиниться групповому решению.
быть коммуникативно активным:
- умение устанавливать отношения со всеми с кем приходится разговаривать; умение не теряться в новой обстановке, знакомиться с новыми людьми, проявлять инициативу в установлении контактов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ):
- базовые общепрофессиональные (когнитивные) иметь базовые знания, в избранной сфере деятельности (общенаучные, общепрофессиональные, экономические, организационно- управленческие и т.д.); иметь умения, использовать навыки, способности в избранной сфере деятельности;
- профессионально профилированные (специализированные):
- когнитивные иметь знания в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника; иметь умения, использовать навыки, способности в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника.
Набор общих компетенций для одной группы специальностей должен быть одинаков, а наборы специальных компетенций должны отличаться друг от друга.

 

Литература:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
2. Ржешниовецкий Г.П.//Вестник новых медицинских технологий. Т. XV, № 3. – Тула, 2008. (Препринт, приложение в двух частях) – 22 с.
3. Ясюкова Л.А. Психологическое сопровождение становления профессионала. //Довузовское образование на современном этапе. Под. ред. В.П. Попкова.- СПб., 1998. с.83-90.
4. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и про-фессиональное самоопределение старшеклассников. Методическое руководство. Часть I – СПб, ООО «Иматон», 2005. – 256с.

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99