СГМУ, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 62-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2003 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 2 мб)
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от состояния окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий и образа жизни, воспитания ребенка в семье и образовательном учреждении. В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. По определению А. Шопенгауэра "счастье человека на 9/ 10 состоит из здоровья", а по данным министра просвещения Российской Федерации В. Филиппова только 15% учеников оканчивают школу не имея хронической патологии. Великий французский гуманист Жан Жак Руссо говорил: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". Одной из важнейших функций образовательных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Практическое здравоохранение для работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения с целью формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) имеет приказ Минздрава РФ № 295 от 6.10.97 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитании населения РФ". Несмотря на сложные социально- экономические условия в стране, основной задачей ставилось целенаправленное проведение оздоровительно- профилактических мероприятий. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности такой деятельности. В связи с резко обострившейся проблемой ухудшения здоровья Минздравом РФ был издан приказ № 81 от. 15.03.02 " О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году". Работа направлена на совершенствование ранней диагностики и своевременное оказание лечебно- профилактической помощи детям. Среди всесторонней работы особое внимание мы обратили на оценку состояния здоровья школьников и проведение оздоровительных мероприятий, улучшающих их адаптацию к учебным нагрузкам.
Работа проводилась в 4 классе общеобразовательной школы № 53 г.Томска и явилась продолжением проводимой ранее работы в этом классе, начиная с первого. Регулярные медицинские осмотры позволяли оценить физическое развитие детей, своевременно выявлять нарушения опорно-двигательного аппарата, контролировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, вести контроль за эмоционально-поведенческими реакциями и появлением ранних симптомов невротизации. Особое внимание обращалось на выявление признаков вегето-сосудистых дистоний, нарушений функций щитовидной железы и симптомов паразитозов. В целом работа велась по трем направлениям: 1 - сохранить здоровье и развить резервные возможности организма; в том числе проведение мероприятий, направленных на профилактику развития утомления, нарушения осанки и развития близорукости; 2 - создание мотивации и обучение детей здоровому образу жизни; 3- профилактика обострений имеющейся хронической патологии и появления острых заболеваний.
В зимне-весенний период всем детям, как и в прошлом году, проводился комплекс общеоздоравливающих мероприятий: курс поливитаминов и употребление пищевых добавок (кальцимакс- для укрепления костной системы, профилактики кариеса, ламинарии- благоприятно влияющий на функцию щитовидной железы). Регулярно с детьми проводились уроки по валеологии. Большой интерес вызвал у детей праздник здоровья "Доктор Айболит" на котором обсуждались вопросы гигиены, режима дня школьника, проводилась викторина "Что я знаю о здоровье?" Также была проведена сравнительная оценка анкеты "Режим дня школьника" 2002¬2003 годов. При этом выявлено, что утреннюю зарядку ежедневно делают на 60 % больше детей, чем в прошлом году. 77% школьников занимается в спортивных секциях (в прошлом году 12%), большую часть времени уделяют просмотру телевизионных передач и компьютерным играм всего 19% детей, в прошлом году их число составляло 45%. Несколько раз в год болеют лишь 13% школьников, что в 2 раза меньше, чем в прошлые годы. Полученные данные позволяют судить о более внимательном отношении детей и их родителей к образу жизни и состоянию здоровья. Кроме того в этом году регулярно проводились уроки по естествознанию. Целью их было знакомство детей с организмом человека, а также с профилактикой заболеваний, сопряженных с той или иной системой организма. Рассматривались следующие темы: "Сердечно-сосудистая система, вред курения и алкоголизма"; "Центральная нервная система, менингит- что это?" "Память, внимание, тренировочные тесты". "Органы зрения, профилактика близорукости". Дети проявили активное участие в конкурсе стихотворений: "Если хочешь быть здоров...". Лучшие авторы были награждены, а их работы помещены в уголок здоровья.
В 10 классе проводилась беседа- лекция на тему "ВИЧ-инфекция", на которой была дана подробная информация о данном заболевании и обсуждены меры профилактики. Данная беседа вызвала большой интерес у школьников, было задано много вопросов, что позволяет судить об их неосведомленности в данной области и необходимости проведения подобных бесед среди подростков.
Проведенная работа качественно улучшила адаптацию детей к новым тяжелым нагрузкам обучения в школе. Целенаправленные мероприятия по оздоровлению учащихся и воспитанию у них потребности в ЗОЖ позволяют предполагать, что в будущем их здоровье будет меньше страдать от неблагоприятных факторов. Образованность и состояние здоровья человека во многом определяют его место и роль в обществе. Мы разделяем существующее мнение, что именно здоровье людей должно служить "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Актуальным стало введение в жизнь нового понятия - научная организация жизни. Под этим нужно понимать совокупность приемов, позволяющих каждому человеку активно участвовать в прогнозировании своего будущего и в соответствии с этим, организовать свою жизнь так, чтобы эти прогнозы сбывались.
Список литературы:
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.В. Медицинская валеология.- Ростов-на-Дону, 2000.-244с.
2. Валеологические подходы к проблеме сохранения здоровья и оптимального развития школьника. / Коллективная монография под редакцией В.Н. Васильева.- Томск, Северск, 1998. - 158с.
3. Валеология - наука о здоровье в системе медицинского образования. // Тезисы докладов межрегиональной учебно - методической конференции.- Новосибирск,- 1998.-128с.
4. Валеология. / Из серии "Справочник школьника". -Ростов-на-Дону, 1999, -
5. Зайцев Т.К. Школьная валеология./ СПб., 2001.- 160с.
6. Педагогические и медицинские проблемы валеологии. / Труды международной конференции. -Новосибирск, - 1999.- 422с.
|