Томский военно-медицинский институт, (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы Х конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2009. – 166 с.
Скачать сборник целиком
Здоровье обучающейся молодежи является важнейшим условием социального благополучия и нормального экономического функционирования общества. Обеспечение этого условия во многом зависит от рассмотрения вопросов сохранения здоровья на государственном уровне [1,2]. Вместе с тем показатели здоровья в Российской Федерации для оценки деятельности организаций, учреждений, регионов и страны в целом используются весьма ограниченно и нередко рассматриваются в качестве второстепенных показателей [3,4].
Цель работы - изучить роль мотивационной сферы и профилактической деятельности студентов на состояние их коллективного и индивидуального здоровья на примере студентов г. Томска.
Проведенные нами исследования показали, что состояние здоровья студентов, оставаясь на довольно низком уровне, в процессе обучения ухудшается. Показателем этого является уменьшение числа студентов 1 группы здоровья (с 45,8% на первом курсе до 43,2% - на пятом). При этом перераспределение в группах здоровья происходило, преимущественно, за счет увеличения численности 2 группы (с 41,1% до 43,6).
Данные анализа здоровья студентов по показателям заболеваемости также дают основание говорить о том, что организация процесса обучения, учебные нагрузки, а также рекреационные возможности высших учебных заведений в ряде случаев не полностью соответствуют функциональным возможностям организма студентов.
Важным показателем здоровья развивающегося организма является уровень физического развития. В нашем исследовании было выявлено уменьшение одного из этих показателей (ИМТ) за время обучения в ВУЗе. В то же время основные показатели физического развития за период обучения имели тенденцию к увеличению, что, очевидно, было связано с продолжающимся ростом студентов. Как показал результаты исследования, большое влияние на уровень физического развития оказывало качество и регулярность проведения занятий по физической подготовке: выявлена отрицательная динамика физической подготовленности студентов в период обучения, свидетельствующая о снижение ее показателей. Отражением этого служило снижение средних оценочных баллов, результатов выполнения нормативов. Так, средний балл за бег на 3000 метров к выпускному курсу снизился с 3,9 до 3,3. Средняя оценка по результатам бега на 100 метров уменьшилась за время обучения в вузе с 3,8 до 3,4.
В системе управления здоровьем субъектами управления являются люди, в чьих интересах проводятся соответствующие мероприятия. На индивидуальном уровне - это сами студенты; на коллективном - администрация ВУЗов и вышестоящие звенья управления образованием.
Объектами управления на индивидуальном уровне является профилактическое поведение студентов (профилактическая деятельность). На коллективном уровне объектами управления являются студенческие коллективы, а также образ их жизнедеятельности во всем его многообразии. Предметом управления являются закономерности формирования здоровья людей под действием факторов окружающей среды.
В свою очередь, одной из причин активности и основным условием действия механизмов мотива-ционной деятельности (в том числе, направленной на сохранение здоровья) является достижение равновесия, определенного уровня каких-то параметров, устранение диспропорции, обеспечение устойчивости какого-то свойства. Поэтому мотивационной основой для организации жизнедеятельности студенчества на принципах здорового образа жизни человека являются:
- на индивидуальном уровне: достижение равновесия между самооценкой собственного здоровья и объективной его оценкой с точки зрения способности выполнить функциональные обязанности (оценки по физической подготовке, оценки по другим дисциплинам, а также другие критерии). Моральное и материальное поощрение здоровья;
на коллективном уровне: основой мотивации профилактической деятельности явится реальная заинтересованность руководства вуза в проведении оздоровительных мероприятий. Эта заинтересованность станет результатом включения показателей здоровья в качестве важнейших в итоговую оценку деятельности того или иного вуза.
Учитывая полученные результаты исследования, нами были разработаны предложения по сохранению здоровья студентов, сущность которых состоит в том, что данные мероприятия необходимо встраивать в системы обучения и всех видов обеспечения. С этой целью в перечень основных задач, стоящих перед структурами, выступающими в качестве подсистем в общей системе повышения качества обучения, необходимо включить показатели здоровья студентов. Эти показатели должны быть включены в общую оценку деятельности ВУЗа.
Список литературы:
1. Агаджанян К.А. Образ жизни и здоровье студентов. - М., 1995.
2. Акоева С.Д. Новые диагностические и лечебно-восстановительные технологии. Здоровье студентов: психический стресс как нарушение информационных процессов в организме / Л. А. Акоева, С. Д. Беляев, Л. А, Гиреев и др. - Вестник новых медицинских технологий. - 2003. - № 4. - С. 38.
3. Атрощенко Г.Н., Сахарова И.Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую систему студентов // Гигиена и санитария. 2005. - №1. - С. 41-42.
4. Рахманов Р.С., Колчин А.В., Божатков Д.К. Оценка физического развития подростков призывного возраста и военнослужащих // Гигиена и санитария. - 2006. - №3. - С. 54-56.
|