Российский Государственный Медицинский Университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Известно, что эффективность труда определяется как отношение результатов к затратам на его осуществление. Применительно к деятельности профессионала в неблагоприятных условиях это означает, что для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных ресурсов, прежде всего внутренних. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды (физической, социальной, профессиональной и др.). Чем профессиональнее работник, тем характернее для выполняемой им деятельности позитивные результаты. То есть обеспечение более или менее позитивных результатов во времени - главный индикатор (показатель) уровня профессионализма. В этой связи значительный интерес представляет опыт высокорезультативных работников - стиль и условия работы, динамика прогресса, реальные качества их личности. Все это можно назвать «искусством профессионализма» - профессионализм невозможно «повторить», его можно достигнуть и реализовать в индивидуальном и/или групповом (командном) исполнении.
Эффективность труда определяется по трём критериям: экономическому, социальному и психологическому. Такой подход позволяет связать индивидуальную эффективность специалиста с эффективностью организации в целом. Экономическая эффективность деятельности персонала определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата, связанного с выполнением миссии организации. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (для общества в целом или той его части, на удовлетворение потребностей которой ориентирована данная организация), к социальным издержкам этой части общества. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности работника и «цены» его деятельности (в виде соматических расстройств, нервно-психического напряжения, снижения мотивации и др.). Для эффективности деятельности от человека требуется наличие как минимум трёх видов способностей:
1) Способность развивать свои умения и навыки;
2) Способность избирательно активизировать формы активности, значимые для конкретной профессиональной ситуации;
3) Способность адекватно устанавливать уровни своей активности, перераспределяя свои внутренние резервы.
Эти способности повышают адаптивного потенциала специалиста, то есть обеспечивают возможность его профессиональной адаптации в сложных условиях, помехоустойчивость и эффективную профессиональную деятельность.
Согласно теории потребностей и мотивов А. Маслоу всякое человеческое поведение, в том числе и профессиональная деятельность, определяется в каждый момент времени суммой одновременно актуальных мотиваций, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей. Потребности, присущие индивиду, согласно Маслоу, организованы иерархическим образом по признаку доминантности. Это положение было разработано Х. Мюрреем, который предложил разделение всех человеческих потребностей на пять категорий. При этом первую категорию потребностей, занимающих в данной иерархии низшее положение, составляют физиологические потребности (включающие потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности), которые вместе с потребностями в безопасности и защищенности (понимаемыми как потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем) относятся к группе первичных, фундаментальными потребностям личности. Над первичными потребностями личности надстраиваются последовательно: социальные потребности (потребности причастности: во взаимопонимании, привязанности и поддержке), потребности в уважении (в самоуважении и уважении со стороны других). Верхний уровень иерархии потребностей Мюррея составляют потребности в самовыражении. В концепции Маслоу наивысшей потребностью является потребность в самоактуализации, то есть в реализации своих потенциальных возможностей, росте и совершенствовании личности. Последние три категории потребностей составляют вместе группу вторичных потребностей.
Смысл иерархической структуры, по Маслоу, состоит в том, что потребности низших уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на его мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени главенствующей будет та потребность, которая является для него более важной и сильной. «Когда же наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека». При этом высшая потребность в самоактуализации может развиваться лишь вместе с развитием возможностей человека и ростом его личности, но никогда не может быть полностью удовлетворена. Таким образом, и развитие процесса мотивации через удовлетворение потребностей не может быть завершено.
Американский исследователь Эл. Ро сформулировал на основании теории Маслоу и правил выбора профессии Френсиса Парсонса требования, которые необходимо предъявлять оптанту к избираемой профессии. Парсонс предлагал предварительно изучить собственные способности и потребности, возможности для реализации способностей и для удовлетворения потребностей, предоставляемых избираемой профессией и соотнести обе группы показателей. По мнению Ро, к избираемая профессия должна предоставлять возможность удовлетворения группы первичных потребностей человека, а также и потребности, находящиеся на возможно более высоком уровне в иерархии группы вторичных потребностей. В соответствии с этим идеальным выбором профессии можно считать выбор такой профессии, которая предоставляет возможность для непрерывного совершенствования способностей и возвышения потребностей данной личности, то есть соответствует индивидуальному «профилю» потребностей молодого человека.