Филиал РГГУ в г Кирове
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Вопросы интеграции наук не снижают своей актуальности в течение ряда последних десятилетий. Однако с повышением интереса к роли и значению человека в коэволюционных процессах формируется новая сущность интеграции, возрастает ее эффективность в формировании экологии человека, семьи, социума. Последний масштабный проект РАН «Антропологическое измерение российского государства» вызывает все новые инициативы граждан к объединению на основе НКО, особенно общественных организаций. В деятельности международных и российских общественных движений, направленных на решение, прежде всего гуманитарных проблем, все более возрастает экологический компонент. Вместе с тем, деятельность общественных движений и иного типа НКО в условиях информационного общества невозможна без проведения исследований как социологического направления, так и учебно-научного. Так как в условиях развития социального типа экономики необходимо изучение потребностей человека для определения путей, форм и средств их удовлетворения.
Вопросы интеграции естественных наук и наук о человеке еще в недавнем прошлом были поставлены под сомнение (см. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке?/ Вопросы философии.- 2004.-№3), хотя эти проблемы были специальным предметом исследования Ю.Н. Рериха и его подходы к решению вопроса нельзя отнести к категории скептицизма. Тем не менее, именно В. А. Лекторский заявил о новом типе интеграции, имея ввиду единство исследовательских методов. Современный этап развития научного мышления, пережив увлечение теориями кибернетики и синергетики и приступивший (по утверждению академика Масловой Н В) к глубокому использованию парадигмы ноосферного целостного мышления подтверждает значение теории В. И. Вернадского в области синтеза наук, обслуживания наук методами друг друга. С возрастанием гражданской инициативы в современном обществе можно наблюдать новые тенденции интеграции научного знания в учебной и социальной исследовательской деятельности.
Бесспорно, лидирующее положение в области интеграции естественных наук и наук о человеке принадлежит общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования (рук. Ф.Харисов, член-корр РАО, д.п.н., профессор). К деятельности организации привлечены учащиеся, студенты, специалисты образования, здравоохранения, вузы, НИИ, рационализаторы и изобретатели, государственные органы и т.д.). Здесь не только проектная и исследовательская деятельность лежит в основе диагностики здоровья нации, но и осуществляется мониторинг процесса инновации новейших патентов, объектов авторского права в области биологии, физиологии человека, гуманитарных исследований на основе принципов биоэтики.
В рамках распространения опыта деятельности международного общественного движения «Родительская забота» значительное внимание привлекает опыт организации научно-практического форума «Экология семьи» в г. Самаре. Данный форум строится на началах поиска единого языка научного общения по данной конкретной проблеме среди специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, специалистов медицинских и педагогических, психологических наук, представителей конфессий и малого предпринимательства (занятых производством и распространением товаров жизнедеятельности членов семьи). Данное явление следует рассматривать как позитивное на волне информационной агрессии СМИ о новейших разработках медицинских препаратов для различных категорий населения. Научно-практический форум обеспечивает механизм обратной связи различных социальных институтов в процессе развития научного бизнеса в информационном обществе. На форуме представлен анализ, прежде всего социологических, а далее иных исследований, в вопросах организации здорового образа жизни различных слоев населения. Прежняя система просветительства населения через непосредственный учебный процесс школы или иного учебного заведения сегодня уже не оптимальна для воздействия на массы.
Интересен опыт интеграции естественного и гуманитарного знания в сфере деятельности Национального общественного комитета «Российская семья» и организуемого комитетом ежегодного международного конгресса с одноименным названием (рук. - заместитель председателя Совета Федерации РФ М. Николаев). В основе оргструктуры данного комитета –сеть филиалов Р Г С У. В связи с этим все направления социального партнерства семьи (в тех городах, где работают филиалы головного вуза) подвернуты тщательному научному анализу, равно как и мониторинг данной деятельности. Материалы последнего конгресса, проходившего в Курске (май 2010) года свидетельствуют о высокой степени научной обработки материалов исследовательской деятельности. Особое внимание вызывают материалы сравнительного исследования, что вполне возможно при наличии сети учреждений, имеющих научно обеспеченный руководящий центр. В этом году специальный интерес вызвали исследования влияния состава семьи на здоровье членов семьи и динамику их обращения в медицинские учреждения.
Не менее интересен опыт работы международного движения Эко-школы / Зеленый флаг (ЮНЕСКО), Российский координатор программ О. Г. Мадисон. В число заслуг данной организации следует отнести доминирующее внимание организации исследовательской работы по экологии среди учреждений дошкольного образования, организация опытно-экспериментальной работы с детьми по изучению состава снега, воды, бытовых отходов, бытовой техники и их влияния на здоровье ребенка. Широкое распространение среди учащихся средних школ получили исследования по эргономике и экологии среды в различных регионах нашей страны. Позитивным фактором деятельности данного движения является финансовая поддержка исследований со стороны банковских структур нашей страны и за рубежом. Свидетельством реальной значимости работы являются презентации процесса и результатов работы. Само значение деятельности – в ее целеорганизации.
Наиболее перспективным социальным и научным явлением в области интеграции методов исследования гуманитарных и естественных наук является деятельность созданного недавно общественного российского движения творческих педагогов «Исследователь». Это движение объединило руководителей исследовательской работы в учебных заведениях известного в стране конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И. Вернадского. Несмотря на то, что по-прежнему все исследования группируются по дум направлениям: гуманитарное и естественнонаучное, многие юные исследователи принимаются за темы, близкие к интеграции и содержания и методов исследования. Необходимо отметить тот факт, что около 30% руководителей юношеских работ – родители (учителя, врачи, специалисты по данной теме) и около 40% - специалисты высшей школы или НИИ как научные консультанты. Таким образом в нашей стране постепенно готовится новый тип гражданина с особым сформированным сознанием на научной основе и готовый к обоснованным поступкам и выбору предметов жизнедеятельности на основе экологии человека, семьи, окружающей среды. Качество мышления нового типа человека, прошедшего школу учебного и научного мышления достаточно высоко, так как он проходит несколько стадий экспертизы в ходе презентации материалов своего исследования.
Прежде всего, это этап общения со специалистом-ученым, затем школьной научной конференции. Далее следует участие в городских или региональных конференциях, где работает независимое жюри и работа подвергается оценке других участников, работающих в данной проблемной области. Наконец есть возможность участия на российском уровне, где также работа подвергается экспертизе со стороны ведущих ученых страны и даются рекомендации по ее совершенствованию. Наконец практически каждый участник представляет свою работу сразу на нескольких конкурсах, конференциях и может получить многостороннюю характеристику проделанной им под непосредственным руководством специалиста работы. Методы исследовательской работы находятся в тесной связи с темой и целями исследования. Перечисленные ниже избранные учащимися темы свидетельствуют об интеграции методов познания (Работы выполнены под руководством к.т.н Макаренко З П)
5-8классы
Исследования по разработке методики оценки экологического состояния территории по РН КОРЫ
Биоиндикационные и токсилогические исследования водных объектов северо-западного района города Кирова
Экологическая оценка тканей изо льна, окрашенных натуральными и искусственными красителями
Исследование влияния теплоцентралей на физические, химические и биологические показатели окружающей среды города Кирова
9-11 классы
Мониторинг экологического состояния парка имени С.М. Кирова
Исследование микро и наноструктур волос при воздействии на них моющих средств
Аттестация экспресс - методик химического анализа для школьного экологического мониторига
Экологическая оценка верховьев реки Вятки от ПГС КИРС Верхнекамского района до ПГТ Нагорск Нагорского района по результатам экологической экспедиции
Результаты исследований качества воды реки Волги на маршруте КАЗАНЬ-Астрахань – КАЗАНЬ во время путешествия на теплоходе « Ф. Жюлио-Кюри»
Исследование косметических препаратов, используемых юношами подросткового возраста и их экологическая оценка
Применение ресурсносберегающих технологий в ООО «агрофирма «Коршик»
|