Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Пермский краевой центр повышения квалификации работников учреждения (г. Пермь)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Актуальность вопросов инфекционной безопасности пациента и персонала в лечебном учреждении не вызывает сомнений. В связи с этим, подготовка персонала медицинских организаций по вопросам предупреждения внутрибольничного заражения требует особого внимания.
В Пермском краевом центре повышения квалификации работников здравоохранения в программу подготовки медицинских сестер включены новые формы проведения практических занятий. Высокую оценку у слушателей получили бинарные практические занятия по темам: «Парентеральное введение лекарственных средств» и «Обработка изделий медицинского назначения». В проведении занятий одновременно участвуют два преподавателя – сестринского дела и инфекционной безопасности.
Доминирующей идеей данной практики является анализ и коррекция теоретических знаний и практических навыков слушателей в вопросах инфекционной безопасности и стандартов сестринской практики при выполнении лечебных и диагностических манипуляций.
В ходе занятия слушатели демонстрируют свои умения и навыки гигиенической и хирургической обработки рук с применением современных кожных антисептиков, проведения внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных струйных и капельных вливаний. Отрабатываются навыки безопасного взятия крови из вены для лабораторных исследований с демонстрацией современных технологий («Вакутейнер», «Моноветт»). В ходе забора материала на исследование моделируются аварийные ситуации, когда происходит попадание крови пациента на слизистые покровы, кожу, одежду медицинского работника, а также при уколе инструментом, загрязненным кровью, в результате слушателями демонстрируются профилактические мероприятия, алгоритмы оказания помощи при этих аварийных ситуациях, состав и содержимое ВИЧ-аптечки.
На занятии отрабатывается правильность выполнения рутинных действий в работе медицинских сестер разных специальностей – подготовка материала для стерилизации, укладка бикса, накрытие стерильного стола, использование различных способов контроля качества стерилизации, ведение установленных форм контрольных документов. В ходе работы обсуждаются и демонстрируются порядок сортировки, порядок обеззараживания, сбора для последующей утилизации медицинских отходов разных классов.
Практические занятия проводятся в кабинете доклинической сестринской практики, оснащенном необходимым оборудованием для выполнения медицинских процедур. Оборудован «театр учебных действий», включающий имитацию процедурного кабинета с соответствующим оборудованием и муляжами для отработки манипуляций.
Отработка до автоматического исполнения методов гигиенической и хирургической обработки рук, алгоритмов проведения инъекций с обсуждением деталей проводимых манипуляций позволяет выявлять и устранять устоявшиеся ошибки в работе специалистов с большим стажем и опытом работы.
Проводимый диалог двух преподавателей позволяет выявить детали обсуждаемых проблем, предупредить или разрешить возникающие у слушателей вопросы по технике выполнения процедур, делать компетентные ссылки на требования санитарно-эпидемиологических правил и других нормативных документов по инфекционной безопасности.
Активными участниками обсуждения, выявления ошибок в технике выполнения манипуляций являются сами слушатели групп. В процессе бинарного занятия используются имеющиеся у слушателей знания и умения, необходимые для понимания обсуждаемой проблемы, рассматриваются различные ситуации из практической деятельности слушателей.
Индивидуальный подход позволяет каждому участнику занятия получить новые специальные знания, повысить профессиональный уровень и самооценку как специалиста.
Бинарное занятие показывает взаимосвязь содержания разных предметов при выполнении манипуляций. Подобные занятия формируют у слушателей умение анализировать, сопоставлять и сравнивать, объяснять причинно-следственные связи, переносить полученные знания в нестандартные ситуации в практике.
В результате проведения бинарных занятий можно сделать выводы: повысилась мотивация изучения данных тем; активизировался процесс обучения из-за практической направленности изучаемых тем; отхода от шаблонных занятий, разнообразия форм и методов обучения; преодолена пассивность слушателей на занятиях; увеличилась творческая активность преподавателей и обучающихся.
Бинарное занятие позволяет показать личностные качества преподавателя как профессионала в своей области деятельности, а также единую направленность действий в целях воспитания медицинских работников по вопросам инфекционной безопасности.
Опыт показывает совершенствование и разнообразие форм и методов обучения позволяет значительно повысить степень подготовленности медицинского персонала в вопросах профилактики ВБИ, стандартов выполнения сестринских манипуляций.
Комментарии
2010-10-2611:54:58 Уважаемые коллеги привели примеры организации практического занятия по усвоению учебного материала на третьем уровне усвоения, знания-практические навыки. Здесь четкое соответствие уровня усвоения и формы учебного процесса. Высокий уровень построения учебного процесса.