Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой 
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной 
медицины, биологии и экологии".  Название сборника "Фундаментальные 
науки и практика Том 1, №3" 
 
Скачать сборник целикомили по частям, а также посмотреть тит.лист, обложку и оглавление можно ЗДЕСЬ 
 
 
 
 
Читинская государственная медицинская академия (г.Чита)
Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности любой организации; напряжение появляется при подавлении или угрозе удовлетворения потребностей человека. С точки зрения управления некоторые конфликты полезны, так как помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, позволяют сделать анализ взаимоотношений в коллективе. Это делает процесс выработки решения группой или руководителем более эффективным, помогает  людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Целью нашего исследования было проанализировать уровень конфликтности и способы разрешения конфликта в студенческой среде. 
  
Для оценки использовался тест К.У. Томаса, Р.Х. Киллмена и анкетирование 120 студентов медицинской академии, из них 58% 1-го и 42% - 2-го курсов. Полученные результаты показали, что большая часть студентов (64,4%) имеет средний уровень конфликтности, 28,1% - низкий и 7,5% - высокий. Доля лиц с высокими значениями данного показателя на 12,3% больше у первокурсников по сравнению со студентами 2-го курса. Очень часто непосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточная психологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыков правильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, начинают вести себя стихийно, они «идут» за конфликтом, а не управляют им. 
 
Пути выхода из создавшейся ситуации могут быть как эффективными и продуктивными, так и неэффективными и деструктивными. Выделяют пять основных стилей поведения в конкретном конфликте. Выбор стиля зависит от того, чьи интересы человек хочет удовлетворить – свои или другой стороны. При оценке стратегии поведения студентов в конфликте выявили, что 7,4% учащихся 1-го и 6,2% 2-го курсов относятся к типу «Соперничество» - это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне; предпочтение такого поведения часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. 5,0% и 3,1% 1-го и 2-го курсов соответственно выбирают стиль «Приспособление», направленный на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей; это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого, установка на доброжелательность. 
 
Поведение «Компромисс» соответствовало 12,2% первокурсников и 17,0% второкурсников, - этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же  самое; предложение средней позиции, с поиском сочетания выгод и потерь  для обеих сторон. Метод «Избегание» был характерен для 18,6% 1-го курса и 10,6% 2-го, - как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; при этом уход или отсрочка могут быть конструктивной  реакцией на конфликтную ситуацию.
 
Большая часть опрошенных относились к группе «Сотрудничество» (56,8% и 63,1% соответственно курсам), - человек с таким  типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию, предлагает пути выхода; стороны приходят к разрешению противоречий с удовлетворением интересов всех участников. Каждый из описанных стилей целесообразен только в  определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший; человек делает выбор, учитывая конкретные обстоятельства и склад своего характера. Данное исследование может быть применено старостами, кураторами студенческих групп для профилактики конфликтных ситуаций, снижения уровня конфликтности и тем самым, способствовать повышению эффективности обучения и сплочению коллектива.  
 
			 | 
		
					
Комментарии
 
2010-05-2614:03:40 Анализ, на мой взглдя, полезен, а его результаты интересны. По моим (правда, не подкрепленным статистикой) наблюдениям, действительно, уровень конфликтности выше у первокурсников. К сожалению, ни семья, ни школа не учит (в большинстве случаев) ни правильному, корректному поведени, ни умению адекатно реагировать на возникающий конфликт или просто сложную для человека ситацию Поэтому многие ищут выход, руководствуясь лишь собственными эмоциями. Вероятно, для кураторов групп будт интересно ознакомиться с данными Вашей статьи и взять их на вооружение. У меня сначала вызвало вопрос утверждение, что нельзя выбрать наилучший стиль решения проблемы. Но, возможно, действительно могут быть такие обстоятельства, когда, скажем, лучшим выходом будет не "Сотрудничество", а "Приспособление". Неприятие у меня выхывает только стиль "Соперничество", но это лишь мое собственное мнение, причем мнение неспециалиста в области психологии.
Спасибо за интересную статью.
С уважением, А.И. Ратыни, доцент Ивановской медакадемии.