Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №3"
Скачать сборник целикомили по частям, а также посмотреть тит.лист, обложку и оглавление можно ЗДЕСЬ
Авторы: Ратыни А.И., Голубев В.В., Каменчук Л.М., Смирнова З.Г., Устинова И.М
Ивановская государственная медицинская академия (г. Иваново)
В учебном процессе, по исторически сложившейся традиции, принято выделять аудиторную и самостоятельную работу студентов. Аудиторная работа состоит во взаимодействии с преподавателем студента в составе некоторого коллектива обучающихся. Самостоятельная работа – индивидуальное взаимодействие студента прежде всего со средствами обучения – учебно-методическими, библиотечными, информационными ресурсами, лабораторным оборудованием, а также с преподавателем. Наряду с общими чертами, эти два вида учебной деятельности имеют важные отличия. Основной целью аудиторной работы является передача информации (знаний). В самостоятельной работе студента эта цель также присутствует, но центр внимания смещается на воспитание стремления и способности учиться, развитие мышления, приобретение профессионально значимых личностных качеств. Различны и методы управления преподавателем данными образовательными процессами.
В условиях научно-технического прогресса, когда однажды приобретенные знания быстро устаревают, способность получать их самостоятельно приобретает огромное значение. Именно поэтому в настоящее время парадигма когнитивная, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, дополняется психолого-педагогической, ориентированной на личностное развитие. Иными словами, современные образовательные технологии должны быть ориентированы на приобретение будущим специалистом комплекса ключевых компетенций и соответствующих им личностных качеств.
К сожалению, сейчас имеется значительное расхождение между предусмотренным учебным планом и реальным состоянием самостоятельной работы студентов. Особенно велико это расхождение на первом курсе, где изучаются базовые для медиков предметы – биология, химия, физика, то есть закладывается фундамент профессиональной подготовки специалиста. Несмотря на то, что в медицинский вуз по традиции стремится сравнительно хорошо подготовленная молодежь, для большинства первокурсников характерно неумение управлять своим сознанием. Между тем стабильность работы сознания – основа результативности любой целенаправленной самостоятельной мыслительной деятельности. Компетентностная модель специалиста настоятельно требует активизации самостоятельной работы студента.
Структурно-функциональная модель контрольно-оценочной деятельности, предложенная преподавательским коллективом кафедры биологии с экологией Ивановской медицинской академии [П.П. Иванищук, Н.А. Куликова и др., 2007], содержит комплекс различных видов самостоятельной работы студентов, направленных на формирование ключевых компетенций. По существу, эта модель приложима не только к дисциплине «Биология», – она носит надпредметный характер и демонстрирует междисциплинарный подход высокого методологического уровня. Наша статья посвящена состоянию и видам самостоятельной работы по дисциплине «Физика».
Из перечисленных в вышеназванной модели видов самостоятельной работы мы наиболее широко практикуем в настоящее время следующие: составление учебных схем и таблиц; подготовка докладов и реферативных сообщений по определенным вопросам темы практического занятия; выполнение фрагментов научно-исследовательской работы, доклады на заседаниях научного кружка и конференциях.
Схемы и таблицы весьма полезны для применения на практических занятиях. Как известно, наилучший результат при усвоении информации достигается, когда задействованы разные виды рецепторов, причем зрительное восприятие играет здесь одну из первых ролей, а в большинстве случаев и главную. Если же разбираются вопросы структуры или схемы устройства объекта, графическое представление материала просто необходимо. На практическом занятии эти наглядные пособия могут использоваться двумя способами: либо по ним исходно разбирается изложенный в лекции материал, затем усвоение проверяется при тестировании, собственном воспроизведении у доски, в письменной работе; либо студент сначала сам представляет графическую информацию, а далее открывается схема (таблица) и при сравнении с ней отмечаются ошибки. Второй способ, кстати, часто предпочтительнее, так как дает дополнительную возможность самостоятельной «работы над ошибками», как собственной (отвечавшего студента), так и коллективной (группы). В ходе этой работы развивается внимательность и критическое мышление. Ранее наглядные пособия такого рода использовались нами и на лекциях, надобность в них отпала или сильно уменьшилась после перехода к созданию лекционных презентаций. Процесс подготовки студентом наглядного пособия на бумажном носителе выглядит следующим образом. Преподаватель доводит до сведения студентов тематику необходимых рисунков, таблиц, графиков и требования к их выполнению. Задания распределяются среди желающих. Исполнителю указывается точная цель его наглядного пособия и, в зависимости от сложности задания, дается более или менее подробная установка по его выполнению. Далее студент представляет сначала черновик, «макет» пособия, происходит обсуждение его с преподавателем, после чего рисунок воспроизводится на листе ватмана в крупном масштабе. В процессе выполнения студентом подобного задания тренируются такие мыслительные действия, как систематизация, анализ, сопоставление, вырабатываются ответственность и организованность. Следовательно, происходит формирование знаниевой, функциональной и когнитивной, а в какой-то мере и креативной грамотности.
Реферативные сообщения и доклады также достаточно широко практикуются на практических занятиях. В такой форме могут быть разобраны отдельные вопросы или аспекты темы: весьма сложные для понимания; не прочитанные в лекционном курсе и оставленные на самостоятельное освоение в ходе домашней подготовки; наиболее интересные и полезные с точки зрения будущей профессии и потому заслуживающие углубленного изучения. В качестве примера тематики докладов приведем вопрос "Применение ионизирующих излучений в медицине". Доклады и рефераты готовятся студентами по темам, предложенным преподавателем в группе; авторы выбираются обычно по желанию, но с согласия преподавателя: он может предложить студенту другую тему, если считает, что данная пока ему не под силу. Бывают случаи, когда сам студент заинтересован тем или иным вопросом и предлагает его для разработки и выступления с докладом на занятии; такая инициатива, как правило, приветствуется. Подготовка реферативных сообщений является также предметом работы членов студенческого научного кружка кафедры, в этом случае тематика может быть более разнообразной, выходящей за пределы учебной программы. Некоторые из этих сообщений, после необходимой доработки, выносятся на Неделю науки, ежегодно проводимую в ИвГМА, и заслушиваются на конференции студентов первого курса. Процесс подготовки рефератов начинается с самостоятельного поиска литературы в библиотеке и в Интернете. Далее студент работает с литературными источниками. Разработанный вариант сообщения просматривает преподаватель, после чего реферат обсуждается с автором и вносятся поправки в первоначальный текст. При необходимости коррекция производится неоднократно. Хочется подчеркнуть обязательность взаимодействия с преподавателем при написании рефератов: как уже отмечалось, реферат не является самоцелью, важнее непосредственный процесс приобретения творческих навыков – работы с литературой, логичного и грамотного изложения информации, умения представить ее в понятной для читателя (слушателя) форме. Поэтому на всех этапах работы необходим баланс между собственными усилиями студента и подсказкой, помощью, коррекцией им сделанного со стороны руководителя. Аналогичное взаимодействие требуется и при подготовке устного доклада по реферату. В этом случае цель – приобретение студентом умения «сжать» материал, выделив принципиальные положения, и навыка выступления перед аудиторией. Уже готовый доклад необходимо прослушать, обращая внимание на громкость речи, четкость изложения и хронометраж. Полезно подготовить автора к возможным вопросам: как правило, даже простейшие из них ставят неопытного выступающего в тупик, поэтому не лишним является совет продумать самому предварительно, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, и подобрать ответы на них. Помимо подготовки реферативных сообщений, в научном кружке под руководством преподавателей студенты выполняют фрагменты научных и учебно-методических разработок коллектива кафедры. В этом случае они получают представление о грамотной постановке эксперимента, приобретают некоторые навыки работы с экспериментальными животными, аппаратурой и компьютером, учатся самостоятельно осуществлять статистическую обработку и анализ опытных данных и, кроме того – что очень важно – работать в коллективе. Все названные виды деятельности студентов способствуют развитию у них знаниевой, функциональной, когнитивной, креативной и социальной грамотности.
В заключение – еще об одной, нетрадиционной форме самостоятельной работы
студентов при изучении раздела «Биофизика». Ежегодно в апреле-мае мы проводим конкурс студенческих работ под условным названием «Занимательная биофизика». Тематика конкурса: биофизика, физика и биология, физика и медицина. Виды материалов: кроссворд, чайнворд, шарада, литературное произведение мини-формата. Возможные формы представления: плакат, альбом, электронный носитель – здесь студенческая фантазия ничем не ограничивается. Правила конкурса следующие. Рабочая группа включает 1-2 человека. Требования к оформлению: отдельно подается сам материал на конкурс, под авторским названием, на обороте – фамилии, имена, отчества, группа и факультет авторов; отдельно (на другом листе) – ответы (если выбранная форма этого требует), также с указанием названия материала и авторов. Сроки подачи: в течение месяца с момента объявления конкурса, все это время студенты могут знакомиться с конкурсными материалами. Далее работы рассматриваются комиссией из сотрудников кафедры в объявленные сроки. При подведении итогов учитываются содержание (соответствие заявленной тематике, корректность, объем) и оформление (аккуратность, оригинальность, красочность, использование современных технологий). После подведения итогов объявляются победители (I место) и призеры (II, III места) конкурса. Все они получают право досрочной сдачи экзамена по физике (при условии своевременного получения зачета по предмету). Кроме того, повышаются их рейтинговые баллы, – как и в случае участия в СНК кафедры. Эта форма самостоятельной работы обычно вызывает живой интерес у студентов, представленные на конкурс материалы весьма разнообразны, а некоторые из них могут в дальнейшем, после доработки под руководством преподавателя, использоваться в учебном процессе. Мы считаем, что подобные мероприятия на первом курсе вуза и допустимы, и желательны, прежде всего – для поддержания интереса к предмету и усиления мотивации, но также и для развития творческого потенциала студентов и формирования у них ключевых компетенций.
Литература
П.П. Иванищук, Н.А. Куликова, А.А. Параскун, Т.В. Суракова, О.В. Холмогорская, М.А. Штойко. Контрольно-оценочная деятельность студентов при изучении дисциплины «Биология с экологией» с позиций компетентностного подхода в подготовке врачей. – Сборник научных трудов «Современный мир, природа и человек». – Томск, 2007. – С 120.
|