Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Печать E-mail
Автор Ратыни А.И. и соавт.   
05.05.2010 г.

Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные науки и практика Том 1, №3"

Скачать сборник целикомили по частям, а также посмотреть тит.лист, обложку и оглавление можно ЗДЕСЬ
 

Авторы:  Ратыни А.И., Голубев В.В., Каменчук Л.М., Смирнова З.Г., Устинова И.М

Ивановская государственная медицинская академия (г. Иваново)

В учебном процессе, по исторически сложившейся традиции, принято выделять  аудиторную и самостоятельную работу студентов. Аудиторная работа состоит во взаимодействии с преподавателем студента в составе некоторого коллектива обучающихся. Самостоятельная работа – индивидуальное взаимодействие студента прежде всего со средствами обучения – учебно-методическими, библиотечными, информационными ресурсами, лабораторным оборудованием, а также с преподавателем. Наряду с общими чертами, эти два вида учебной деятельности имеют важные отличия.  Основной целью аудиторной работы является передача информации (знаний). В самостоятельной работе студента эта цель также присутствует, но центр внимания смещается на воспитание стремления и способности учиться, развитие мышления, приобретение профессионально значимых личностных качеств. Различны и методы управления преподавателем данными образовательными процессами.
    В условиях научно-технического прогресса, когда однажды приобретенные  знания быстро устаревают, способность получать их самостоятельно приобретает огромное значение. Именно поэтому в настоящее время парадигма когнитивная, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, дополняется психолого-педагогической, ориентированной на личностное развитие. Иными словами, современные образовательные технологии должны быть ориентированы на приобретение будущим специалистом комплекса ключевых компетенций и соответствующих им личностных качеств. 
    К сожалению, сейчас имеется значительное расхождение между предусмотренным учебным планом и реальным состоянием самостоятельной работы студентов. Особенно велико это расхождение на первом курсе, где изучаются базовые для медиков предметы – биология, химия, физика, то есть закладывается фундамент профессиональной подготовки специалиста. Несмотря на то, что в медицинский вуз по традиции стремится сравнительно хорошо подготовленная молодежь, для большинства первокурсников характерно неумение управлять своим  сознанием. Между тем стабильность работы сознания – основа результативности любой целенаправленной самостоятельной мыслительной деятельности.  Компетентностная модель специалиста настоятельно требует активизации самостоятельной работы студента.
    Структурно-функциональная модель контрольно-оценочной деятельности, предложенная преподавательским коллективом кафедры биологии с экологией Ивановской медицинской академии [П.П. Иванищук, Н.А. Куликова и др., 2007], содержит комплекс различных видов самостоятельной работы студентов, направленных на формирование ключевых компетенций. По существу, эта модель приложима не только к дисциплине «Биология», – она носит надпредметный характер и демонстрирует междисциплинарный подход высокого методологического уровня. Наша статья посвящена состоянию и видам самостоятельной работы по дисциплине «Физика».
Из перечисленных в вышеназванной модели видов самостоятельной работы мы наиболее широко практикуем в настоящее время следующие: составление учебных схем и таблиц; подготовка докладов и реферативных сообщений по определенным вопросам темы практического занятия; выполнение фрагментов научно-исследовательской работы, доклады на заседаниях научного кружка и конференциях.
Схемы и таблицы весьма полезны для применения на практических занятиях. Как известно, наилучший результат при усвоении информации достигается, когда задействованы разные виды рецепторов, причем зрительное восприятие играет здесь одну из первых ролей, а в большинстве случаев и главную. Если же разбираются вопросы структуры или схемы устройства объекта, графическое представление материала просто необходимо. На практическом занятии эти наглядные пособия могут использоваться двумя способами: либо по ним исходно разбирается изложенный в лекции материал, затем усвоение проверяется при тестировании, собственном воспроизведении у доски, в письменной работе; либо студент сначала сам представляет графическую информацию, а далее открывается схема (таблица) и при сравнении с ней отмечаются ошибки. Второй способ, кстати, часто предпочтительнее, так как дает дополнительную возможность самостоятельной «работы над ошибками», как собственной (отвечавшего студента), так и коллективной (группы). В ходе этой работы развивается внимательность и критическое мышление. Ранее наглядные пособия такого рода использовались нами и на лекциях, надобность в них отпала или сильно уменьшилась после перехода к созданию лекционных презентаций. Процесс подготовки студентом наглядного пособия на бумажном носителе выглядит следующим образом. Преподаватель доводит до сведения студентов тематику необходимых рисунков, таблиц, графиков и требования к их выполнению. Задания распределяются среди желающих. Исполнителю указывается точная цель его наглядного пособия и, в зависимости от сложности задания, дается более или менее подробная установка по его выполнению. Далее студент представляет сначала черновик, «макет» пособия, происходит обсуждение его с преподавателем, после чего рисунок воспроизводится на листе ватмана в крупном масштабе. В процессе выполнения студентом подобного задания тренируются такие мыслительные действия, как систематизация, анализ, сопоставление, вырабатываются ответственность и организованность. Следовательно, происходит формирование знаниевой, функциональной и когнитивной, а в какой-то мере и креативной грамотности.
Реферативные сообщения и доклады также достаточно широко практикуются на практических занятиях. В такой форме могут быть разобраны отдельные вопросы или аспекты темы: весьма сложные для понимания; не прочитанные в лекционном курсе и оставленные на самостоятельное освоение в ходе домашней подготовки; наиболее интересные и полезные с точки зрения будущей профессии и потому заслуживающие углубленного изучения. В качестве примера тематики докладов приведем вопрос "Применение ионизирующих излучений в медицине". Доклады и рефераты готовятся студентами по темам, предложенным преподавателем в группе; авторы выбираются обычно по желанию, но с согласия преподавателя: он может предложить студенту другую тему, если считает, что данная пока ему не под силу. Бывают случаи, когда сам студент заинтересован тем или иным вопросом и предлагает его для разработки и выступления с докладом на занятии; такая инициатива, как правило, приветствуется. Подготовка реферативных сообщений является также предметом работы членов студенческого научного кружка кафедры, в этом случае тематика может быть более разнообразной, выходящей за пределы учебной программы. Некоторые из этих сообщений, после необходимой доработки, выносятся на Неделю науки, ежегодно проводимую в ИвГМА, и заслушиваются на конференции студентов первого курса. Процесс подготовки рефератов начинается с самостоятельного поиска литературы в библиотеке и в Интернете. Далее студент работает с литературными источниками. Разработанный вариант сообщения просматривает преподаватель, после чего реферат обсуждается с автором и вносятся поправки в первоначальный текст. При необходимости коррекция производится неоднократно. Хочется подчеркнуть обязательность взаимодействия с преподавателем при написании рефератов: как уже отмечалось, реферат не является самоцелью, важнее непосредственный процесс приобретения творческих навыков – работы с литературой, логичного и грамотного изложения информации, умения представить ее в понятной для читателя (слушателя) форме. Поэтому на всех этапах работы необходим баланс между собственными усилиями студента и подсказкой, помощью, коррекцией им сделанного со стороны руководителя. Аналогичное взаимодействие требуется и при подготовке устного доклада по реферату. В этом случае цель – приобретение студентом умения «сжать» материал, выделив принципиальные положения, и навыка выступления перед аудиторией. Уже готовый доклад необходимо прослушать, обращая внимание на громкость речи, четкость изложения и хронометраж. Полезно подготовить автора к возможным вопросам: как правило, даже простейшие из них ставят неопытного выступающего в тупик, поэтому не лишним является совет продумать самому предварительно, какие  вопросы могут возникнуть у слушателей, и подобрать ответы на них. Помимо подготовки реферативных сообщений, в научном кружке под руководством преподавателей студенты выполняют фрагменты научных и учебно-методических разработок коллектива кафедры. В этом случае они получают представление о грамотной постановке эксперимента, приобретают некоторые навыки работы с экспериментальными животными, аппаратурой и компьютером, учатся самостоятельно осуществлять статистическую обработку и анализ опытных данных и, кроме того – что очень важно – работать в коллективе. Все названные виды деятельности  студентов способствуют развитию у них знаниевой, функциональной, когнитивной,  креативной и социальной грамотности.
В заключение – еще об одной, нетрадиционной форме самостоятельной  работы                   
студентов при изучении раздела «Биофизика». Ежегодно в апреле-мае мы проводим конкурс студенческих работ под условным названием «Занимательная биофизика». Тематика конкурса: биофизика, физика и биология, физика и медицина. Виды материалов: кроссворд, чайнворд, шарада, литературное произведение мини-формата. Возможные формы представления: плакат, альбом, электронный носитель – здесь  студенческая фантазия ничем не ограничивается. Правила конкурса следующие. Рабочая группа включает 1-2 человека. Требования к оформлению: отдельно подается сам материал на конкурс, под авторским названием, на обороте – фамилии, имена, отчества, группа и факультет авторов; отдельно (на другом листе) – ответы (если выбранная форма этого требует), также с указанием названия материала и авторов. Сроки подачи: в течение месяца с момента объявления конкурса, все это время студенты могут знакомиться с конкурсными материалами. Далее работы рассматриваются комиссией из сотрудников кафедры в объявленные сроки. При подведении итогов учитываются содержание (соответствие заявленной тематике, корректность, объем) и оформление (аккуратность, оригинальность, красочность, использование современных технологий). После подведения итогов объявляются победители (I место) и призеры (II, III места) конкурса. Все они получают право досрочной сдачи экзамена по физике (при условии своевременного получения зачета по предмету). Кроме того, повышаются их рейтинговые баллы, – как и в случае участия в СНК кафедры. Эта форма самостоятельной работы обычно вызывает живой интерес у студентов,  представленные на конкурс материалы весьма разнообразны, а некоторые из них могут в дальнейшем, после доработки под руководством преподавателя, использоваться в учебном процессе. Мы считаем, что подобные мероприятия на первом курсе вуза и допустимы, и желательны, прежде всего – для поддержания интереса к предмету и усиления мотивации, но также и для  развития творческого потенциала студентов и формирования у них ключевых компетенций.


Литература
П.П. Иванищук, Н.А. Куликова, А.А. Параскун, Т.В. Суракова, О.В. Холмогорская, М.А. Штойко. Контрольно-оценочная деятельность студентов при изучении дисциплины «Биология с экологией» с позиций компетентностного подхода в подготовке врачей. – Сборник научных трудов «Современный мир, природа и человек». – Томск, 2007. – С 120.

Последнее обновление ( 13.04.2011 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2019.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 79

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 79