Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МАШХУР ЖУСУПА КОПЕЕВА И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Печать E-mail
Автор Иматуллина Г.К.   
27.05.2011 г.

Авторы: Иматуллина Г.К., Петрова М.А.,  Сырымова Ж.А.,  Кенжибаева А. С., Жумажанова А.М.,
ГУ СОШ № 9 г. Экибастуз
ГУ школа-лицей № 6 г. Экибастуз


Начнем с того,что  Машхур Жусуп Копеев получил великолепное образование, учился в Дагестане, Бухаре, Самарканде, хорошо знал русский язык. Имеется его переписка с известными русскими писателями. Я поражаюсь - жил в Баянауле, вдали от центров общественной жизни, и хорошо знал, что происходит в литературном мире. Он был активным и самодостаточным человеком. Весьма образованный и широко эрудированный,  Машбюро Жупан Копеечка оставил потомкам научные труды по историй, этнографии, философия, а также очень тонкие, проникновенные стихи, переводы Пушкина. В советский период в традициях воинствующего атеизма сложилось определенное идеологическое клише: мол, в духовных учебных заведениях обучение на примитивном уровне, ничему толковому там научить не могли. Но сохранившиеся архивы противоречат этому: в лучших духовных заведениях готовили разносторонне и глубоко, даже  по современным меркам. Машхур  Жусуп в медресе Кокельдаш в Бухаре получил высшее образование. Помимо научных сфер, в которых он был глубоко сведущ, Копеев знал толк в медицине, астрономий, физике и еще множество наук. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило ему глубоко изучить поэзию Востока, а также  создать по восточным мотивам ряд дастанов. Маленький штрих к портрету нашего героя:  Машхур Жусуп  писал, как мы уже упоминули, кроме арабского и казахского, на средневековом персидском - специалистов по последнему в Казахстане единицы. Даже в Иране их немного. Сегодня его труды восстанавливает заведующий кафедрой казахской филологий К.П.Жусуп, как и дед владеющий средневековым персидским языком. Это к вопросу об образованности Машхур Жусупа. Скажу больше, современные ученые, оценивая масштаб исследований нашего выдающего земляка, ставят его с Авиценной, Улугбеку и Яссауи, которые в свое время получили блестящее духовное образование. Но религиозность нашего  выдающего земляка не была ортодоксальной.  Машхур Жусуп  воспринимал религию как духовность. В его произведениях она присутствует как социальное осмысление действительности, смысла жизни, сущности человека. В его работах и жизненных поступках религия - содействие духовному очищению. Запрет на творчество Копеева нас всех сделала беднее. По своей колоритности Машхур Жусуп - неповторимая фигура в казахском и восточном литературоведении. Я разделяю  точку зрения современных ученых в оценке него творческого наследия: имя М.Ж.Копеева достойно стоять в одном ряду сссакими знаковыми именами Востока, как раби, Абай, Яссауй. На этом небосклоне звезда Машхура не менее яркая. Прежде всего он - поэт, классический, народный. Мы принимаем русскую поэзию через Пушкина, Есенина, Лермонтова.  М.Ж.Копеев использовал в творчестве много религиозных символов, а советская система, воспринимала его произведения как пропаганду религий, замалчиванием приговорила его к духовной смерти на многие столетия. Даже с сожалением констатируя тот факт, что 40 процентов его трудов бесследно исчезло, поражаешься многогранности творческого наследия поэта, мыслителя, историка, этнографа, переводчика, востоковеда и собирателя казахского устного народного творчества.
Следуя славным страницам Большой Советской Энциклопедии, некоторые по сию пору считают главной заслугой Копеева собирательскую деятельность. Но  это лишь одна — и не главная — грань его таланта. Да, разносторонние интересы Машхур Жусупа как собирателя казахского фольклора во многом определило его знакомство русским востоковедом — тюркологом, этнографом В.В Радловым. Записанные Копеевым произведения устных народных сказителей Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С.Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов. Родословные, составленные им,уникальны, я опиралась на его работу при исследований тамги Среднего жуза и удачно сдала свой научный проект. Они считаются самыми точными. Когда после долгих лет забвения, двадцать лет назад, выпустили книгу с шежире нескольких родов,составленных Копеевым, тираж  в 30 тысяч экземпляров разлетелся за неделю. И все же собирательство — лишь  одна грань его таланта. Он был блестящим публицистом, чьи материалы периодический печатались в газете «Дала уалаяты» и журнале «Айқап». Разве можно уложить в прокруство ложе смиренного «книжка» и собирателя автора прозаической книги «Кому принадлежит Сарыарқа», поэтических сборников «Опыт, накопленый жизнью»,   «Положение», изданных в 1907 году в Казани? Почти весь тираж крамольной литературы был изъят, а автор, занесенный в список полититически неблагонадежных, времнно скрывался в Ташкенте, чтобы не попасть за решетку. Социальное неравенство, свобода просвещения и свобода слова — тема его произведений, какое уж тут религиозное смирение... Машхур Жусуп со свойственным ему гражданским мужеством  не шел против своей совести — и не пришелся ко дворцу ни царскому, ни советскому режиму. Значительно опередив свою эпоху, он стал нашим современником. К которому прислушиваются. У Олжаса Сулейменова есть поразительные стихи, посвященные великому Абаю. Вот лишь несколько строк из них: «Вблизи Чингизских гор его могила, Усыпанная  желтыми цветами. Холодными,не милыми, нагими. К могиле приходили на свидание...». В этих строках отражение тюркского культа последних  земных  пристанищ людей, которых народ почитал как святых. М.Ж.Копеев — не просто выдающийся творческая личность. «Холодными,не милыми, нагими» приходили тайком к нему  и в годы официальной опалы — людской поток к могиле великого подвижника не прекращался никогда. Простой народ знал его прежде всего как целителя и провица, предугадавшего множество событий, - от голода 1931 года до даты падения Советской власти. У казахов  святые не канонизированы, как в православной церкви. Нов народе Машхура Жусупа называли святым. Он — последний классический святой, который жил на этой земле. Имел дар предвидения, умел оказать помощь больному, вылечить. К нему обращались не только казахи, он делился даром от Бога со всеми вне зависимости от национальной принадлежности  и веры. Знал день своей кончины  - назвал точную дату. Он заранне знал. Что 1931   год будет голодным, а поэтому провел поминки в благополучное время, еще при своей жизни, собрав родственников и друзей. В год его смерти, объяснил свое неординарное решение старец, людям будет не до достойных похорон. И как в воду глядел, в ноябре 1931 года в степи уже царил голод. Родственники, которые неукоснительно выполнили пожелание аксакала, при его жизни построили его мазар. Он сам выбрал место в степи, составил поект: одну комнату отвел под непосредственно захоронение,  а в другой велел сделать приют для странников — с печкой, посудой и лежанками. Звучит мистический, но установленный факт — тело Машхур Жусупа после смерти не пострадало от тлена. Очевидцы утверждают, будто тело провидца оставалось нетленным 20 лет. Некоторые считают, что  Машхур Жусуп, знакомый с тайнами восточной медицины, забальзамировал себя. Другие верят, что сохранилось по велению Всевышнего. До осквернения могилы. В 1952 — м по приказу партийного начальства снесли сооружение и святого грубо закопали. В Баянаульском районе среди жителей до сих пор ходит  поверье, что трое безумцев, которые совершали святотатство (тракторист два подсобных рабочих), после этого тронулись умом, несчастливы были их потомки. Дар Машхура Жусупа помогает людям и сегодня. В 1993 году ученые из Германий составляли на территории нашей области карту земель, наиболее открытых для контакта с космосом. Одним из этих участников оказалось урочище Ескельды, где покоиться М.Ж.Копеев. Чем обьяснить проницательность Машхура Жусупа, заранее выпросившего рода именно эту  местность для собственного погребения? Он был глубоко религиозным человеком, и вся его жизнь сопровождалось мистическим событиям. Явления, которые не объяснимы логикой, не идут вразрез с научными знаниями, не противоречат науке, а лишний раз свидетельствуют о том, как еще далеко не всесторонне наше познание окружающего нас мира. Еще раз убеждаешься в том, что зыбки, как песчаные дюны, стериотипы и научные догмы. Настоящее время стало Ренессансом творчества Машхур Жусупа. Долгие годы труды Машхура Жусупа сохраняли родственники, часть была передана в Академию наук КазССР. Произведения Копеева печатались, первые два сборника стихов вышли в издательстве ы Казани. Народ пронес в своем сердце великого сына и   духовного лидера через самые тяжелые испытания. Люди такого мощного духовного потенциала не принадлежат одному региону и даже одному народу. Они принадлежат всему человечеству.   

Литература:
1.    Газета «Вести Экибастуза», №29,2008 г
2.    Энциклопедия «История Казахстана», 2010

 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99