Авторы: Хунафина Д.Х., Галиева А.Т., Бурганова А.Н., Сыртланова Г.Р., Кутуев О.И., Хабелова Т.А., Шайхуллина Л.Р.
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава РФ» (Уфа)
Клиническая ординатура является частью многоуровневой структуры высшего медицинского образования, формой непрерывного профессионального образования врачей, проводимой с целью подготовки или переподготовки специалистов, а также повышения их квалификации.
Целью клинической ординатуры по инфекционным болезным является подготовка выпускника медицинского вуза или интерна, прошедшего первичную специализацию по инфекционным болезням для самостоятельной деятельности в качестве врача-специалиста по инфекционным болезням. Обучение в клинической ординатуре по инфекционным болезням предусматривает, в первую очередь, углубленное изучение всех разделов инфекционной патологии, смежных специальностей, в том числе неотложных состояний, а так же освоение необходимых диагностических и лечебных процедур. Немаловажной составляющей является обучение клиническому мышлению. Умение клинически мыслить у молодого врача, имеющий определенный запас теоретических знаний, не появляется сразу. Оно вырабатывается после нескольких лет работы под руководством опытных наставников, владеющих методами клинического мышления. Клиническая ординатура дает молодому врачу возможность накопления практического опыта перед самостоятельной работой, уверенность в своих силах.
На все время обучения в клинической ординатуре составляется индивидуальный план-график обучающегося в соответствии с учебным и учебно-тематическим планом. Выполнение учебного плана отражается в дневнике врача-ординатора. На кафедре имеются тематические планы лекций и семинаров на учебный год. Клиническим ординаторам предлагается перечень рекомендуемой учебной литературы по специальности для самостоятельной работы, которая имеет немаловажное значение в становление специалиста.
Для реализации поставленной цели в обязательные формы обучения клинических ординаторов входят: курация больных и ведение медицинской документации под контролем ответственного преподавателя кафедры и зав. отделения, дежурства по стационару (не реже 1 раза в месяц) с отчетом на утренней врачебной конференции, участие во врачебных конференциях (демонстрация больных, обзоры), семинарские занятия и лекции, внеклиническая подготовка (проработка монографической, периодической и методической литературы).
По окончании ординатуры по инфекционным болезням специалист должен уметь осуществить:
• первичную диагностику инфекционных болезней и дифференциальную диагностику, как правило, на этиологическом уровне или на основе клинических синдромов;
• комплексное лечение инфекционных больных в стационарных и амбулаторных условиях с учетом этиологии, тяжести заболевания, возраста больных, имеющейся сопутствующей патологии; основы реабилитации реконвалесцентов;
• квалифицированную врачебную помощь при неотложных состояниях; основные диагностические и лечебные процедуры;
• качественное ведение всех видов медицинской документации;
• определение временной и стойкой нетрудоспособности; проведение противоэпидемических мероприятий;
• постоянное совершенствование своей теоретической подготовки в области инфекционных болезней и смежных специальностей.
На кафедре инфекционных болезней созданы все возможности для углубления знаний, умений, закрепления и расширения практических навыков клинических ординаторов, предусмотренных квалификационной характеристикой специалиста врача-инфекциониста.
По окончании ординатуры молодые врачи сдают квалификационный экзамен с использованием тестовых заданий и ситуационных задач с оценкой уровня практической подготовки и проведением собеседования. При отсутствии первичной специализации в интернатуре клинические ординаторы сдают сертификационный экзамен с использованием унифицированных квалификационных тестов. Для допуска к экзамену необходимо представление заверенного дневника. При успешной сдаче экзамена врач получает удостоверение об окончании ординатуры (и сертификат специалиста-инфекциониста при отсутствии предшествующей подготовки в интернатуре с правом самостоятельной врачебной деятельности в области инфекционных болезней) и направляется на работу в практическое здравоохранение или продолжает обучение в клинической аспирантуре.
При выполнении образовательно-профессиональной программы в полном объеме уровень подготовки у закончившего клиническую ординатуру соответствует требованиям квалификационной характеристики специалиста-инфекциониста 2-й категории.
|