Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №3"
Скачать сборник целиком можно
ЗДЕСЬ
Воронежская государственная медицинская академия (г. Воронеж)
Медицинская этика – это целостная система моральных норм, регулирующая взаимоотношения между медиками и пациентами. Она имеет два основания – это долг и обязанность. Долг принимается медиком добровольно, а обязанность налагается обществом и потому выступает внешним принципом. Нарушение долга предполагает исключительно внутренние моральные санкции (самоосуждение), а нарушение обязанности предполагает социальные санкции (правовые, экономические, административные и т.п.). Медицинская этика имеет также и свои источники – религиозные, философские и социальные. Студенты должны уметь выявлять и анализировать эти истоки, прослеживать зарождение и развитие принципа гуманизма медицинской практики.
Профессиональная медицинская этика, органически входящая в практику, призвана обеспечить понимание взаимоотношения пациента и врача. Моральные аспекты взаимодействия между медиками и пациентами в современном обществе рассматривает биоэтика. Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых духовно-нравственных качеств. Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности подготовки специалистов в образовательном учреждении медицинского профиля. В современной медицине, развивающейся в условиях реформирования здравоохранения, усиливается значение морально-этического фактора. Это связано с тем, что медицинские технологии ставят специалиста перед необходимостью сделать нравственный выбор при решении профессиональных задач, затрагивающих личность или здоровье больного. Таким образом, перед преподавателями медицинских образовательных учреждений стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями. За время обучения студенты медики должны не только приобрести специальные знания, но получить специальную гуманитарную подготовку, овладеть совокупными знаниями о человеке, как существе биопсихосоциальном, знанием проблем и принципов современной биомедицинской этики, умением правильно решить сложные медицинские проблемы, требующие морально-этического выбора. Современное общество требует специалиста, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности. Стержнем такого подхода должен быть духовно-нравственный компонент воспитания студента, будущего врача или медицинской сестры. Его личность должна быть интеллектуально, социально и духовно развитой. Для этого требуется определенная система подходов воспитания духовно-нравственной культуры, в которой отражен опыт предыдущего поколения медиков. Однако традиция не есть что-то отвлеченное. Она, по образному сравнению И.А. Ильина, складывается из множества высоких духовных достижений отдельных выдающихся представителей медицины в единый очаг, который множится и от которого каждый может воспламенить огонь своего личного духа.
Врач в православном понимании – источник добродетелей: чистоты, мужества, любви к людям и к Богу. Именно поэтому в идеале врач должен быть нравственно высоким.. В традициях отечественной медицины существовало понятие личности врача или сестры милосердия (возрождаемый в настоящее время статус медицинской сестры) как профессионала, имеющего следующие качества: знающий, добрый, терпеливый, внимательный, отзывчивый, ответственный, честный, справедливый, требовательный к себе, православный человек – способный к нравственному действию на благо ближнего.
Это образ «милосердного самарянина» из Евангельской притчи, это «спешите делать добро» доктор Фридрих Гааз, безотказный для каждого больного врач-хирург-профессор (архиепископ Лука – профессор В.Ф.Войно-Ясененцкий), «великая матушка» - Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова, настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия. Можно перечислить множество известных (и неизвестных) в Российской медицине имен, деяния которых оставили свой след в памяти народа и вошли в учебную медицинскую литературу.
В нашей медицинской академии этические традиции отечественной медицины включены в образовательное пространство как на гуманитарных, так и на клинических кафедрах.
Они представлены в виде факультатива по духовно-нравственной культуре, студенческого клуба «Лекарь», на кафедральных кружках студенческого научного общества, итоговых конференциях СНО; в помощи социальным учреждениям, где находятся престарелые люди, брошенные дети; участии в выездах в отдаленные приходы для медицинской помощи по плану медицинского отдела Епархии, медицинские консультации во время паломнических поездок. Большое впечатление у студентов оставили Второй Российский съезд православных врачей, заседания которого проходили в нашей академии и открытие при академии храма во имя апостола и евангелиста Луки. Храм был освящен митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием в сослужении приехавших на съезд врачей-священников. Сестры милосердия во время практических занятий выполняют служение «требной сестры» в больничном храме ГКБ №3 во имя вмч. целителя Пантелеимона. Обязательным учебным компонентом является посещение студентами «Музея истории академии». В нем представлен выставочный материал, показывающий долгий путь нашего медицинского вуза – от медицинского факультета Юрьевского университета до современной медицинской академии. В музее проходят занятия по гуманитарным дисциплинам, конференции по истории медицины, заседания «Совета Ветеранов», выставки. Сейчас, в год 65-летия Победы, экспозиции посвящаются нашим преподавателям и выпускникам, участникам Великой Отечественной войны.
Таким подход к воспитанию у студентов духовно-нравственной культуры формирует представление о традициях, которым должны следовать выпускники нашей академии.