Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
На сегодняшний день среди образовательного программного обеспечения существует большое количество различных решений для автоматизации процесса тестирования: создания, проведения и обработки. При разработке обучающих медицинских программ и выборе готовых решений для проведения тестирований, следует учитывать специфику медицинского образования: необходимость использования больших блоков информации, сложных условий, комплексной оценки блоков вопросов (например, диагностических алгоритмов, многоступенчатых клинических задач), использование мультимедиа в тестовых системах, фотоизображений, схем, аудио и видео материалов. Далеко не все программы соответствуют этим требованиям.
На кафедре акушерства и гинекологии СибГМУ ранее были созданы три обучающие-тестирующие программы эффективно формирующие у студентов знания посредством диалога с компьютером. При всех преимуществах разработанных программ, в них есть определенные недостатки пользовательского интерфейса: преждевременный выход из программы при неправильных ответах, ограничения навигации внутри программы, ведущие к неизбежной потере обратной связи, наличие ненужных этапов ведущих к потере времени.
Целью данной работы является разработка обучающей программы с возможностью контроля знаний студентов, с улучшением пользовательского интерфейса. Основой для обучающей программы явился материал по одной из сложных тем гинекологии «Маточные кровотечения».
В результате данной опытно-исследовательской работы был проведен анализ существующих тестовых систем, образовательных программ, разработана обучающая программа, включающая ряд тестовых заданий; теоретический блок, включающий три раздела, содержащих методические материалы и контрольные вопросы. Система реализована в среде разработки У15иа1 С++. Методический материал и тестовые задания представлены в виде динамически формирующихся НТМЬ-страниц. Все информационные материалы и результаты тестирования хранятся в базе данных.
Программа состоит из трех модулей: модуль редактирования, модуль тестирования, модуль администрирования и обработки результатов.
Модуль редактирования позволяет просматривать и выбирать необходимый учебный материал, создавать контрольные и теоретические разделы, изменять условия проведения теста. Имеется возможность представления материала с использованием таблиц, изображений, выделений текста шрифтом или цветом для придания учебным материалам большей выразительности, облегчения их зрительного восприятия, структурирования материала и в конечном счете, повышения эффективности времени тестирования.[2]
В модуле тестирования пользователи выполняют заданные тестовые задания, знакомятся с учебным материалом и имеют возможность просматривать отчеты о своей успеваемости.
Модуль администрирования и обработки результатов. В данном модуле руководитель имеет возможность осуществлять контроль над учебным процессом и успеваемостью учащихся, получая информацию в форме отчетов.
Для повышения субъективной понятности программы, снижения затрат времени для обучения, увеличение эффективности времени тестирования был специально разработан пользовательский интерфейс включающий в себя удобную систему навигации по разделам, индикаторы времени выполнения и правильности и полноты выполнения контрольных заданий. [3]
При проведении обучения пользователю предлагается последовательно пройти вводное тестирование, теоретическую часть и итоговое тестирование. Вводное тестирование было включено для контроля исходного уровня знаний студента, сравнение эффективности обучения на основании результатов вводного и итогового тестирования, повышение мотивации студента к обучению, самоконтроль студента. Тестовые вопросы охватывали темы диагностики и дифференциальной диагностики, экстренной помощи при маточных кровотечениях. [2]
Теоретическая часть разделена на три основных раздела, кровотечения в ювенильном, детородном периоде и постменопаузе. В каждом разделе присутствуют контрольные вопросы в виде лечебно-диагностической задачи охватывающие аспекты диагностики и экстренной помощи при маточных кровотечениях различного генеза.
По мнению врачей-экспертов, сравнивавших новую систему с традиционной, «активация» тестов за счет мультимедиа-компонентов сделало ее гораздо доступнее и познавательнее. Отмечено также однозначность трактовки вопросов за счет наглядности.
Как итог данного проекта, можно сказать об успешной разработке обучающей программы с применением мультимедиа-технологий.
|