Сибирский государственный медицинский университет (г.Томск)
Эта статья опубликована сборнике научных трудов "Фундаментальные науки и практика" с материалами Третьей Международной Телеконференции "Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии" - Том 1 - №4. - Томск - 2010.
Влияния характера выполняемой работы на здоровье работников умственного труда изучено нами на примере развития синдрома «эмоционального выгорания» у терапевтов и преподавателей теоретических кафедр медицинского ВУЗа (СибГМУ).
Для врачей и преподавателей напряжённость трудового процесса является важным фактором, способствующим развитию связанных с профессией заболеваний. По критериям напряжённости, предложенным в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05», труд участкового врача относится к вредным условиям (напряжённый труд 3 степени, класс 3.3) [О.В.Сафронова и соавт., 2008]; профессиональный риск оценивается как высокий (непереносимый), требующий неотложных мер по снижению; индекс профзаболеваний достигает 49 %. По показателям напряжённости работа преподавателя относится к классу 3.1, что соответствует индексу риска развития связанных с профессией заболеваний 16 % [А.П.Щербо и соавт., 2000]. Для участковых терапевтов выше (класс 3.2) по сравнению с педагогами напряжённость по характеру выполняемой работы (работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат); по эмоциональным нагрузкам: значимость ошибки (несёт ответственность за функциональное качество работы, может возникнуть опасность для жизни), степень риска для собственной жизни (возможна); по режиму работы (отсутствие регламентированных перерывов).
«Эмоциональное выгорание» определяют как состояние физического, психического и, прежде всего, эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения [A.Pines, E.Aronson, 1988 по Т.В.Большаковой, 2004]. На формирование «эмоционального выгорания» влияют отсутствие включённости врача в организацию лечебного процесса, сплоченности во врачебном коллективе, свободы действий и несамостоятельность в принятии решений; стремление администрации оказывать постоянное давление на врачей при выполнении ими своей работы, отсутствие поощрения нетрадиционных идей и методов лечения; плохие физического условия работы [Т.В.Большакова, 2004]. «Эмоциональное выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с клиентами (пациентами – в медицине, учащимися – в педагогической деятельности).
Материалы и методы. Для диагностики синдрома «эмоционального выгорания» мы использовали методику В.В.Бойко. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить степень выраженности фаз «напряжения», «резистенции», «истощения». Фазы «выгорания» соответствуют стадиям стресса по классификации, предложенной Г. Селье [1979]. Диагностируются развивающиеся (более 36 баллов) и сформировавшиеся (более 60 баллов) фазы синдрома. Обработка результатов проведена с помощью статистических компьютерных программ с использованием методов непараметрической статистики.
Проведено анкетирование 63 врачей-терапевтов, в том числе – 7 мужчин (11 %), средний стаж работы по специальности составляет 19 лет (95 % доверительный интервал 18-30 лет). В группу контроля вошли 18 преподавателей СибГМУ, в том числе – 2 мужчин (11 %), стаж работы – 20 лет (95 % ДИ=10-30 лет).
Результаты исследования. Не выявлено зависимости развития синдрома «выгорания» от пола анкетируемых, общего и непрерывного стажа работы (p>0,05). У врачей данный синдром встречался в 35 случаях (95 % ДИ=41-77 %), у педагогов – в 4 (95 % ДИ=6-48 %). У врачей синдром «эмоционального выгорания» имел большую частоту и степень выраженности соответствующих фаз, чем у преподавателей (таблица).
Выводы:
1. Частота синдрома «эмоционального выгорания» у терапевтов и преподавателей соответствует степени риска развития профессиональных заболеваний по критерию напряжённости труда.
2. Синдром «эмоционального выгорания» является индикаторным для характеристики напряжённости труда работников «помогающих профессий».
3. Необходима комплексная программа профилактики и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» у врачей и педагогов для сохранения личностного здоровья и профессиональной эффективности.
Таблица. Частотные
различия между группами врачей и преподавателей в зависимости от стадии стресса
и степени выраженности проявлений синдрома «эмоционального выгорания»
|
Врачи (n=63)
|
Преподаватели
(n=18)
|
р
|
n
|
w, %
|
n
|
w, %
|
Синдром «эмоционального выгорания»
|
35
|
56
|
4
|
22
|
0,013*
|
Фаза напряжения
- имеется
|
10
|
16
|
2
|
11
|
0,007*
|
- формируется
|
24
|
38
|
3
|
17
|
Фаза резистенции
- имеется
|
33
|
52
|
3
|
17
|
0,018*
|
- формируется
|
17
|
27
|
8
|
44
|
Фаза истощения
- имеется
|
8
|
13
|
0
|
0
|
0,004*
|
- формируется
|
27
|
43
|
3
|
17
|
* - между группами врачей и
преподавателей по набранным баллам различия статистически значимы по U-критерию Манн-Уитни.
Список литературы:
Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: Дисс. … канд. психол. наук / Т.В.Большакова. – Ярославль, 2004. – 167 с.
Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». – М., 2005. – 137 с.
Сафронова О.В. Гигиеническая характеристика труда врачей общей врачебной практики / О.В.Сафронова, Л.П.Волкотруб, М.В.Гудина // Вестник семейной медицины. – Т. 7. – Октябрь, 2008. – С. 164-165.
Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – М., 1979. – 185 с.
Щербо А.П. Больничная гигиена / А.П.Щербо и соавт. – СПб., 2000. – 489 с.
|