ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ И УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Автор Шапошникова Е.А.
20.05.2010 г.
Эта работа опубликована в сборнике статей с материалами трудов 2-ой
международной телеконференции "Проблемы и перспективы современной
медицины, биологии и экологии". Название сборника "Фундаментальные
науки и практика Том 1, №2"
Скачать сборник целикомили по частям, а также посмотреть тит.лист, обложку и оглавление можно ЗДЕСЬ
Сургутский государственный педагогический университет (г.Сургут)
Проблема здоровья детей, проживающих на Севере и составляющих основу его будущего потенциала, на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. За годы реформ здоровье детей России значительно ухудшилось. Изменился уровень физического развития, а также характер питания, обусловленный как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов, полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
Целью нашего исследования явилось изучение фактического питания и физического развития детей-северян дошкольного возраста. Под наблюдением находилось 102 ребенка, из которых 57 детей (55,9%) – воспитанники детского сада «Ромашка» (экспериментальная группа) и 45 детей (44,1%) – детский сад «Теремок» (контрольная группа). Следует отметить, что детский сад «Ромашка» работает по собственной здоровьесберегающей программе. В данном дошкольном образовательном учреждении осуществляется закаливание детей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, профилактика авитаминозов, алиментарных состояний. Возраст детей 5-6 лет. Соотношение девочек и мальчиков в обеих группах было практически одинаковым.
Для оценки фактического питания детей были проанализированы меню-раскладки по питанию дошкольных образовательных учреждений и анкеты для родителей. В анкеты были включены вопросы, характеризующие структуру и содержание питания детей в семье. В анкетах родители указывали наименование продуктов питания, их термическую обработку и количество за один день, проведенный ребенком дома, как правило, в выходной день.
Для анализа среднесуточного рациона питания использовали программу «АСПОН – питание», разработанную профессором И.М. Воронцовым. Этот метод прост, не изменяет привычное питание и может применяться при широкомасштабных исследованиях (А.В. Скальный и др., 2000). Полученные данные сравнивали с адекватными уровнями потребления пищевых и биологически активных веществ.
Изучение антропометрических признаков организма детей проводилось по единой методике и техническому исполнению, в соответствии с требованиями, предъявляемых к проведению эколого-физиологических исследований. Заболеваемость детей изучали по личным медицинским картам, находящимся в медицинском кабинете каждого из дошкольных образовательных учреждений. Анализировали не только наличие хронических патологий, но количество простудных заболеваний, перенесенных ребенком за год.
Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ Microsoft Excel 2003 и Statistica 6.0 на персональном компьютере Pentium-4.
В результате проведенного анализа рационов питания было выявлено: в контрольной группе содержание витамина А, витамина-антиоксиданта, отвечающего за нормальное функционирование иммунной системы, участвующего в формировании костей, в два раза ниже физиологической нормы, в то время как в экспериментальной группе содержание витамина А было в достаточном количестве. Нами также выявлен острый дефицит витамина С в питании детей, посещающих детский сад «Теремок». Витамин С является самым главным витамином для нашего организма. Он выполняет функцию дирижера для всех органов и систем органов. Витамин С был вдвое меньше рекомендуемой дневной дозы его потребления. В экспериментальном группе содержание витамина С было на 25% ниже нормы. В ходе расчетов установлено недостаточное содержание витамина Е в рационах детей обеих групп. Витамины А, С и Е − это три кита антиоксидантной и иммунной систем организма человека. При анализе содержания минеральных веществ в продуктах питания детей, мы выявили: дефицит цинка, селена как в контрольной группе, так и экспериментальной. Но характер дефицитов различный. Более глубокий дефицит важнейших микроэлементов наблюдался в фактическом питании детей – воспитанников детского сада «Теремок».
Полученные данные о показателях физического развития детей в контрольной и экспериментальной группах различны (табл. 1).
Таблица 1
Показатели
Контрольная группа
n =45
Экспериментальная группа
n=57
Длина тела, м (M±m)
1,16±0,05
1,22±0,07
Масса, кг (M±m)
18,9±2,4
22,9±3,8
Антропометрические показатели в экспериментальной группе оказались выше, чем те же показатели в контрольной группе. Мы предполагаем о наличии прямой связи между фактическим питанием детей и уровнем их физического развития, а также о влиянии здоровьесберегающей программы в детском саде «Ромашка».
Распространенность простудных заболеваний среди детей в контрольной группе значительно выше, чем в экспериментальной группе. Острыми респираторными вирусными инфекциями дети, посещающие детский сад «Теремок», болеют 4-5 раз в год, дети же экспериментальной группы – 1-2 раза в год.
Таким образом, с учетом региональных особенностей нами выявлен дисбаланс в структуре питания детей-дошкольников, а также установлена взаимосвязь между питанием детей и уровнем их физического развития, распространенности простудных заболеваний.
Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99